Найти в Дзене
IRON STRATEGY

Эффект Веблена

Оглавление

Почему люди покупают переоцененные товары

Торстейн Веблен американский экономист, чьё имя должно быть высечено на всех аллеях славы, дорогих магазинах, лейблах и пр. Господин вошёл в историю благодаря тому, что первым выявил и объяснил тягу человечества к роскоши. Когда спрос на товары и услуги растёт с ростом стоимости.

В своей теории демонстративного потребления Торстейн Веблен объясняет, что покупателю дорогой вещи важно не просто владеть, а демонстрировать своё богатство. Теория рабочая, доказательство тому целая индустрия роскоши, картинки дольче виты в социальных сетях и точно несколько знакомых из вашего окружения.

-2

Конечно, для обоснования стоимости бренды часто идут на уловки. К примеру, часы создаются с необычайной сложностью, машины выпускаются в специальных версиях и единственных экземплярах, в дома заказывается парадоксальная отделка из золота или вантаблэка. А высокая добавленная стоимость раздувает рекламные бюджеты и обрекает всех нас на лицезрение самого-самого редкого, дорогого и модного.

Не только богачи

Эффект Веблена работает на любом уровне. По сути, любая покупка, выбивающаяся из потребительской корзины вашего класса, воспринимается окружающими как вызов, как роскошь. Пускай она дороже на доллар, если вся страна живёт на доллар в день (Сомали).

Бесконечная гонка

Забавно получается, но ограничений для роста цены почти не существует. Если у вас есть возможность обосновать редкость происхождения. Пример тому - бриллианты или редкие, коллекционные вина. Вы спросите, а почему не произвести в десятки, сотни, тысяч раз больше и не заработать на масштабе? Потому что часто организация масштабного бизнеса требует бОЛьших инвестиций не только в производство и сбыт, но и в управление. Одно дело, быть королём маленькой но гордой винокурни, другое дело соревноваться за полки американской сетевой розницы. Часто ставка на роскошь единственно выигрышная.

Hermes

Модный дом Hermes нарочно лимитирует выпуск своих сумочек и строго следит за передачей техники ручного пошива. И поэтому цены на сумки растут, часто винтаж стоит дороже новых. И вообще, коллекционирование сумок давно перестало быть забавой, превратилось в устойчивый бизнес.

-3

Российский пример BORK

Ранее компания была известна под другим именем. Но в прекрасный день маркетологами было принято решение о кардинальной смене курса. И как мы видим сегодня, стратегия полностью себя оправдала. Были одним из производителей бытовой техники, денег с трудом хватало. Сегодня редкий русский воспринимает BORK как русскую компанию, а следовательно готов и платить высокую цену. Отмечу, что качество подтянулось. Сверх прибыли позволили наладить выпуск актуальной техники. Которая соревнуются с лучшими из лучших в мире. Как говорится, на ёлку залезли и колготки целые.

Выбор потребителя

“А он обманываться рад”, - как говорил поэт. Моё мнение: каждому своё. Все мы родом из СССР и нуждаемся в доказательстве личного успеха. Ну а что может быть лучшей демонстрацией, чем новая машина, пакетика из ЦУМа, золотых ролексов или фотографии с Мальдивов.