В самой Испании по поводу инди-бума исписаны уже тонны бумаги. Даже общенациональные издания вроде El Pais активно участвуют в обсуждении темы. Что включается в понятие «инди-бум»? В первую очередь – безудержный караван инди-фестивалей, стартующий с начала апреля и заканчивающийся где-то на стыке сентября и октября. В массе своей одни и те же группы кочуют по стране, даря зажигательные уикенды даже жителям отдаленных медвежьих углов, вроде какого-нибудь Ферроля. Sonorama, PortAmerica, SanSan, Arenal Sound, BBK Bilbao, ContemPOPranea, DCode, Tomavistas, Low, Noroeste, Festival Gigante… Сотни их! Постоянно возникают новые – некоторые из них рождаются и тут же умирают, не успев взлететь. Какие-то перерождаются или, как минимум, пытаются это сделать: например, упомянутый выше галисийский фестиваль PortAmerica несколько лет пытался обойтись без громких имён вроде условной Ветусты Морлы и выехать на группах с менее известными именами (спойлер: не получилось).
Под насыщенную летнюю повестку подстраивается и производство музыкальной продукции: с началом по-настоящему тёплого сезона (где-то с середины апреля) и вплоть до его окончания (начало октября) почти полностью прекращается выпуск новых альбомов, зато ранней весной и поздней осенью диски выходят каждую неделю просто пачками (в Испании это происходит по пятницам).
Фестивальный рынок уже не первый год перенасыщен, и это дает повод исследователям говорить о «burbuja de los festivales»: мыльном пузыре фестивалей. Событий много? – Да. Привносят ли они что-то новое в музыкальный мир? – Вряд ли, ведь под крышу шапито собираются одни и те же артисты. Самое главное, что по рентабельности фестивалей есть большие вопросы. Самые крупные из инди-них – Primavera Sound, Arenal BBK, Mad Cool, FIB – собирающие больше 100 тыс. зрителей и генерирующие денежный поток 80-100 млн. евро – наверняка являются коммерчески успешными предприятиями. Об их более мелких собратьях такого с уверенностью уже не скажешь. Не боясь сильно ошибиться, можно предположить, что им приходится в лучшем случае рассчитывать на выход в ноль – да и то благодаря поддержке местных властей и грантам на культурное развитие. Поэтому новости о том, что в городе N объявлен на лето новый фестиваль Х, вызывают за пределами города N уже не радость, а, скорее, раздражение от появления очередного грантоеда. Кстати, об этом не принято говорить вслух, но очень большая часть испанской звукогенерирующей машины смазывается именно грантами: гранты помогают организовывать фестивали, с помощью грантов выживают музыкальные магазины, и рекорд-лейблы также потребляют гранты. Не сбрасывая, конечно же, со счетов энтузиазм отдельных увлеченных личностей.
Фестивали, ориентированные в первую очередь на местные группы, часто обозначают свою миссию в том, чтобы открывать новые имена. Но это не всегда и не совсем правда: многие из этих новых имен склеены по лекалам уже существующих и изначально «заточены» под успех у широкой публики, что приводит к появлению потока однотипных групп, черпающих своё вдохновение в творческом наследии Supersubmarina, Vetusta Morla и Los Planetas.
Среди огромного количества событий попадаются вполне уникальные, такие, как канарский фестиваль Keroxen, или проходящий в Гвадалахаре Festival Ke Kaña – но количество их посетителей наверняка заметно меньше, чем тех озлобленных граждан, что готовы устроить свой собственный фестиваль под названием: «Фестиваль без Love Of Lesbian».