Считаю, что абсолютно безразлично, какие фильмы снимаются, спектакли ставятся за счет инвесторов. Дали чудаки деньги на постановку порноколобка? Дальше только рынок решит, чьи колобки самые круглые и востребованные. Инвесторы либо отобьют свои деньги, либо получат удовлетворение от хорошо сделанного колобка. Другое дело, когда речь идет о деньгах государственных.
Тут важны сразу два нюанса. Начнем с того, что государства как такого и не существует. Есть налогоплательщики, деньги которых минуя несколько стадий и попадают в карманы творцов. По сути, инвесторами выступает вся страна. Поэтому фразы «кто вы такие, чтобы решать каким должно быть искусство» или «быдла о Шекспире не спрашивают» вообще недопустимы. Когда к творцу приходит конкретный спонсор-меценат-инвестор, то его не самые умные замечания глотают молча, не забывая поглубже засовывать язык в шлицы пиджака.
Вполне допускаю, что воззрения о современном и вообще искусстве у налогоплательщиков могут быть весьма своеобразным, но это именно те люди, которые в действительности дали им деньги. В конце концов, налогоплательщики могут решить, что не имеет никакого смысла давить государственные деньги очередным Серебрянниковым, а лучше дать их пенсионером или застроить больницами и стадионами какой-то город. Как с сыром, помните. В принципе, государство и налогоплательщики совсем не обязаны кормить театры, современное искусство, фестивали, кинематограф и прочие чудеса культуры. Если они и вкладывают во что-то деньги, то делают это преследуя определенные цели. И это вторая сторона медали.
Меня сложно заподозрить в любви к свидомой украинской культуре, но я вполне спокойно отношусь, когда киевские власти вбухивают миллионы на идеологические фильмы. Они дают деньги отталкиваясь от собственного мировоззрения. В США ведомства распределяют миллионы на фильмы, которые продвигают их работу. Вот дает Пентагон деньги на истории о том, как славные американские летчики и морпехи всех побеждают... И что? И не снимает про то, как разбомбили очередную мечеть с неосторожным шестилетним террористом? Вполне естественно рекламировать свои действия, а не наоборот.
Дело творца соглашаться работать на этих условиях или оставаться независимым. Вот в США и Европе огромный пласт независимого кино, театра, которые существуют себе вполне комфортно. Конечно, денег там на порядок меньше, но тут уж сам выбирает, что для него важнее чистое искусство, коммерция или государственное финансирование. А если получаешь деньги, то талант или гениальность отходят на второй план. Важнее то, насколько ты вписываешься в параметры госзаказа. И заказчик имеет право в любой момент (но в соответствии с условиями контракта) отправить на воздух исполнителя, закрыть проект или дать благостный пинок, чтобы все участники вернулись в рамки техзадания.
Суммируя, пора перестать рассматривать общество и государство как бессловесную дойную корову, которая что-то обязана творцу. У них исключительно деловые отношения. И должен тот, кто деньги берет, а не наоборот.