Американская культура все больше меняет культуру мировую. И процесс этот уже вряд ли удастся остановить. Дело не в какой-то идеологии, Трамп ты мне или не Трамп, гей-парадах и прочих животрепещущих темах. Все это на самом деле мелочи. Намного важнее происходящее в тех областях подкорки общества, которые больше отвечают за удовольствие, столь необходимый катарсис и интеллектуальный оргазм. Дело в том, что американцы когда-то давно придумали две гениальные вещи – комикс и телемыло.
В совокупности с шоу-бизнесом и масскультом, которые изобрели европейцы, но до ума довели тоже жители Нового Света, все это дало поразительный эффект. Некоторые, правда, пишут, что дескать открытия эти и не открытия вовсе, а шаг вынужденный. Дескать европейцы были натурами сложными, противоречивыми и наоборот предпочитали духовно сложный продукт, а обитателям США требовалось что-то попроще.
Вот только сейчас это абсолютно неважно. Хорошо структурированный фарш с удовольствие потребляют абсолютно все. В окружающем нас мире аудитория даже посредственного сериала намного превышает аудиторию книжного бестселлера. Комиксы в России представлены слабее, но свое они еще возьмут.
Небольшое отступление. Яркий пример – это канонизация Джорджа Мартина. Человек пишет с семидесятых, написал кучу книг, получил множество классических наград для фантастов («Хьюго», «Небьюла», «Локус»). Хороших романов, вот прямо сейчас смотрю на «Путешествие Тафа». Потом разочаровался в романах и ушел в сценаристы, где был в общем-то не очень успешен. «Игру престолов» издали в 1996 году каким-то смешным тиражом, но она быстро вырвалась в бестселлеры.
Вот только, положа руку на сердце, многие за пределами достаточно тесной тусовки поклонников фантастики знали о его существование до 2011 года? Я как-то читал, что даже продюсеры сериала, когда тот только задумывался, не читали серию, а поддались уговору литагента. Более того! Они просмотрели только сотню страниц первого роман, когда решили его экранизировать. Как тут не вспомнить, признания актеров последней «Войны и Мира», которые честно признавались, что никогда не читали роман. Конец отступления.
Культурное пространство, в котором раньше довольно уютно себя чувствовали разнообразные национальные мэтры, признанные и не очень гении, малопонятные движения, испуганно жмущиеся к очередному литературному манифесту, стремительно поглощается американскими комиксами и сериалами. Американская литература в этом плане чувствует себя не лучше. Процессы там протекают примерно такие же. Даже эпатажная контркультура... ну скажем так, засунула свою гордость в Нетфликс. Разве что чавкают местными гениями с большим аппетитом, проглатывая их в сценаристы. Собственно, касается это не только литературы. Кино с не меньшим удовольствием переваривается комиксами. По ним либо снимают фильмы, либо стараются максимально приблизить обычные проекты к их эстетике.
Нельзя сказать, что культурное сообщество, которое с таким вкусом пережевывают новые монстры, не замечает всего происходящего. Оно даже пытается как-то трепыхаться, вырваться из тесных рамок старого формата. Последняя такая отрыжка – волевое назначение кантри-рок-барда Боба Дилана нобелевским лауреатом по литературе, несмотря на искреннее недоумение последнего. Отличный ход. Одновременно расширяя понятия литературы и при этом как примазываясь к популярному тренду. Жаль только, что звезда немного смазала акт единения и попросту не приехала на награждение.