Найти в Дзене
Веселый историк

«Ныне пойдём за Дон и там или победим и все от гибели спасёмся, или сложим свои головы». Дмитрий Донской(1380)

Судя по достижениям нынешней "Науки" мнение кадрового офицера Сагнера в корне не верное, а вот обкакавшийся из-за того, что переел пирожных, кадет Биглер-единственный авторитетный эксперт.

Когда читаешь современные исторические исследования, никак не избавиться от мысли, что пишет их всё тот же герой Ярослава Гашека. Можно уже вынести, как постулат: "Каждое поле битвы должно быть X км в длину и Y в ширину.

В случае введение на поле битвы оврагов, ручьёв, возвышенностей. эти преграды должны помогать стороне побеждающей и мешать проигрывающей."

А по другому никак! С помощью палеологии было установлено, что на месте Куликова поля в 1380 году находился густой лес с небольшими полянами и опушками. Затем было выбрана самая подходящая поляна, ограниченная оврагами и балками, которые "вероятно существовали и в то время".

Чего ж так однобоко действует палеология в руках этих специалистов? О том, что лес густой она говорит сверхточно, а вот по поводу балок и оврагов "вероятно". Ларчик, как мне кажется открывается очень просто. "Точно" то, что способно принизить масштабы и значение одной из величайших битв в истории нашей Родины.

"Вероятно" и "не совсем точно" же то, что не дай бог, способно доказать обратное. Я уже писал о "сверхточных" исследованиях по поводу танкового сражения под Прохоровкой, когда одним из факторов расчёт становится современная железнодорожная насыпь, которая точно не могла повлиять на ход той битвы.

Так же и с Куликовской Битвой. Десятки поколений, тысячи учёных были уверены в том, что на берегах Дона, Непрявды и Смолки 8 сентября 1380 года случилось одно из крупных сражений средневековья.

А немец Оскар Егер сравнивал войска Дмитрия Донского, противостоящего ордам Мамая, с войсками римлян, противостоящих на Каталаунских полях ордам Аттилы. Но этот взгляд на прошлое человечества так не соответствует прогрессивному видению мира передовым человечеством. С их точки зрения это была небольшая стычка между вассалом Тохтомыша и мятежным эмиром Мамаем.

Однако, в классической, проверенной веками версии происходило вот что. В результате междоусобной борьбы в Золотой Орде власть перешла в руки темника (не Чингизида) Мамая, который правил с помощью своей марионетки Абдулы. Сам Мамай понимал, если не шаткость своего положения, то хотя бы свою худородность.

Пусть у него в руках были огромные богатства, пусть его орда превосходила колена многих нищих Чингизидов, но именно у потомков "Потресателя вселенной" был фарр за которым готовы были идти кочевники. Ведь по сути за всё это время государства чингизидов оставались государствами, в которых осёдлое население "плебеи" кормят кочевую "аристократию". Такое положение имело свои плюсы-каждый мужчина в племени был воином, что давала возможность ханам выставлять огромные армии, но вся их власть и сила держалась лишь на мощи его орды. Мамаю как воздух надо было получить фарр.

И казалось он нашёл выход. Со своей ордой он решил захватить часть земель Джудитов, чтобы создать там своё государство. В качестве цели были выбраны Русские земли. В случае удачи Мамай убивал бы двух зайцев-завоевание, а также огромная добыча, которая бы позволила ему возвысится в глазах кочевников.

Как он сам утверждал-он совершит подвиг, который оказался не под силу Батыю-покорит Русь, уничтожит это государство. Впрочем тогда в середине 13 века ордам Батыя противостояли разрозненные княжества. Теперь же на Руси было как минимум два княжества по силе намного мощнее Владимирского, и более того эти княжества на тот момент находились в союзе.

Это Были Московское и Суздальско-Нижегородское княжество. Как мы помним к тому моменту Дмитрий Московский был женат на дочери Дмитрия Константиновича Нижегородского. Выступление в одиночку грозило Мамаю полным поражением. Тогда темник начал строить союз против своих врагов.

Он договорился о помощи со стороны Литвы, так же склонил на свою сторону Рязанского князя. Битва на Куликовом поле было решающей в противостоянии с Мамаем, однако она не было единственным.

Незадолго до этого войска Ольгерда Литовского разорили некоторые Московские земли, помогая Тверскому князю. В то же время время царевич Арапша разгромил на реке Пьяной нижегородские рати, а также сильно разорил сам Нижний Новгород. Помощь от Дмитрия Константиновича Москве стала маловероятна.

Однако этот успех антимосковской коалиции был омрачён тяжелыми неудачами. Ольгерд не сумел помочь Твери и её князь вынужден был покориться Москве и утратил своё прежнее влияние и могущество. А затем Дмитрий Московский разгромил и татарское войско под руководством Бегича на реке Воже. Наступал кульминационный момент.

Мамай собрал всё что мог. Он даже нанял тяжёлую генуэзскую пехоту. Корпус в 4 000 человек это довольно грозная сила. Войска генуэзцев в ту пору можно сравнить с ратями викингов, 50 человек которых хватало для завоевания новых земель и городов. Но и под знамёнами Дмитрия Ивановича собралась практически вся Русь.

Мамай несмотря на то, что его армия была явно больше, чем армия Руси всё-таки продолжал переговоры с Литвой. По плану Мамая и Ягайло, войска двух завоевателей должны были объединиться для того, чтобы у Дмитрия не оставалось ни малейшего шанса.

Но действия Московского князя спутали все эти планы. Внезапно для ордынцев он не стал ждать нападения на своих землях, а двинулся на встречу Мамаю. Переправясь через Дон, русское войско оказалось в пределах Золотой Орды.

опять же множество копий было сломано по поводу сил противостоящих армий. И совсем немного (не более 20 000 с двух сторон), до более чем миллиона солдат. Так же розняться и оценки на чьей же стороне был численный перевес.

Эти споры даже нельзя назвать историческими, скорее политическими, так как каждый из "учёных" считает, исходя из своих политических взглядов. Однако, более вероятно, что Мамай имел довольно большой численный перевес.

Это вытекает из самого хода битвы. Конница татарского военачальника ринулась на русские полки по всему фронту. Можно сказать, что своей огромной массой ордынцы надеялись раздавить уступающих им численно русских.

Однако на войне нельзя действовать надеясь лишь на грубую силу. Место битвы, выбранное Дмитрием оказалось трудным для маневра татарских всадников. Ордынцы не могли охватить фланги русичей и вынужденны были бить в лб. Лезли с яростью, кидаясь на русские мечи и копья так, чтобы оружие застряла в телах первых рядов, а дальше по головам убитых их товарищи уже рубили беззащитных ратников. В рядах простых воинов сражался и сам князь.

Опять же этот несомненный подвиг Дмитрия Донского некоторые поспешили назвать трусостью. Первым это сказал Костомаров, который даже описал, как во время боя князь рубит берёзу, чтобы скрыться под её ветками.

С радостью ему подвывают и нынешние "борцы за правду". "Одевшись в форму простого пехотинца"-утверждают они, забывая, что в то время как таковой формы не было-"Московский князь надеялся слиться с серой пехотной массой".

Удивительное решение, удивительное в двойне. что если взглянуть на историю всего средневековья, то покинуть поле поражения легче всего на коне, а не пешком, да ещё и в тяжёлом вооружении. В то время спасаясь военачальники рассчитывали исключительно на резвость своих скакунов. Мамай опять же сумел бежать лишь благодаря свежей лошади.

Но Дмитрий видите ли решил смешаться с пехотой-по сути смертниками при всеобщем бегстве. "Он рассчитывал скрыться под срубленной берёзой в личине простого убитого" скажите вы? Но и тут не стоит забывать, что по полю после победы должна была пройтись монгольская "похоронная команда", которая собрала бы оружие, а мёртвые тела похоронила бы.

Внезапно "воскресшего" князя очень бы легко добили бы, а какой прок с простого пехотинца? Выкуп же он за себя не внесёт. Один раз я уже писал, но повторюсь. Став в ряды простых ратников Дмитрий как бы растворился в войске.

Каждый знал, что князь где-то рядом, возможно плечём к плечу с тобой сражается против татар. Он жив, пока живы хотя бы два русича! Благодаря этому решению князя русское войско не могла сломить его смерть.

Да его нашли раненым, без сознания под берёзой. Кстати, эта самая берёза показывает нам, что часть сражения проходила среди деревьев, возможно даже не в роще, а в лесу.

Каков же итог этого сражения? Русь отстояла свою независимость, Мамай, сам девятый бежал с поля боя, а вскоре совсем сошёл с политической арены. Дмитрий же Иванович за победу на Куликовом поле получил прозвище "Донской".