В ожидание окончательного "пэрэможного" запрещения русского языка на Украине хочу высказаться. Излить так сказать душу. Я вот заметил, что практически все страны бывшего СССР сразу после обретения такой неожиданной независимости, вдруг резко начали бороться со своим имперским прошлом.
Схема была примерно одинаковая: национальные кадры, изгнание российского телевиденья и остальных СМИ, разрыв культурных связей, наступление на общую историю, дискриминация русского языка. Украина в этом отношение не уникальна, хотя тут все делают настолько по-идиотски, что это бросается в глаза сильнее всего. В частностях схемы, конечно, отличаются, но в целом тренд очевиден.
Настолько очевиден, что на ум сразу приходят теория заговора и прямые распоряжения госдепа. Но, честно говоря, даже если такие указания давались, виноваты в этой моде на разрыв всех связей с бывшей метрополией – сами национальные элиты, а вернее их беспросветная тупость и дикость. Разрыв культурных связей больше всего напоминает процедуру самосожжения. Дело не в том, что русская культура настолько велика, это вопрос мер и самодостаточности. Дело в том, что остальные оказались вообще ни о чем.
Во времена РИ национальные мовы и пысьменныкы только начали появляться, вырастать из народных эпосов. Некоторые народы вообще не задумывались о стихах и книгоиздании, спокойно себе кочевали по степям. Во времена СССР национальные кадры почувствовали на себе живительный поток благ и внимания. Но локомотивом, который тянул на себе национальные придатки, все равно была русская культура.
Поэтому разрыв с ней выглядит не как освобождение от оков колониализма, а как будто пассажиры поезда, паровоз которого из-за нехватки угля в девяностых из последних сил пытался вытянуть состав, вдруг решили выпрыгнуть на ходу. А там как повезет: кто в мягкий сугроб, кто проламывать лед, а кого размазало по столбу. Например, возьмем кинематограф. Вот никто же не будет спорить с тем, что и с русским кино все не так благополучно, как хотелось бы. Вот прямо сейчас у меня перед глазами обзор «Кинотавра-2017» с названием «Робко льется кровь и рвота». Но на фоне своих соседей по советской коммуналке у него полный голливуд. Вот один из самых благополучных из них – казахстанский.
На Imbd я нашел целых 14 фильмов, выпущенных в этой стране. Указано, что 5 вышли на русском, 7 на двух языках и только 2 только на казахском. Шесть получили хоть какие-то оценки, но количество проголосовавших пользователей удручает: 16, 10, 15, 8, 20, 31. То есть съемочная группа и все. Даже родственников постеснялись привлекать. Самыми заметными стали две ленты: «Токал» о практике второй официальной жены и «Чума в ауле Каратас» – птенец «партизанского» кино, снятый за 6 тысяч долларов, даже на Нику зачем-то номинировали, а на «Киношоке» порадовали Гран-При. Но, честно говоря, фильмы для редких киноведов и тех, кто не слаб духом, не для всех то есть.
Я не говорю, что разрыв с метрополией оставляет после себя пустыню. Даже после таких «патриотичных» ковровых бомбежек, культура умудряется выжить. Книги пишутся, фильмы снимаются, даже в гордой Грузии сняли восемь (три сразу на английском) – примерно столько же сколько в стране кинотеатров. Но последствия получается для нее чрезвычайно болезненными. Остаются пустоты, которые просто невозможно ничем заполнить, даже приглашенные европейские ценности, чувствуют себя там одиноко. По сути, получается лоботомия. При этом мы наблюдаем только начало процесса. Некоторые пишут, что со временем все успокоится и ситуацию откачелит снова к устойчивому развитию. Как по мне коррозия только усиливается, разрушение продолжаются. Может я просто пессимист?