Найти тему

Ян Гус – революционер, священник и философ, который в пламени огня не отказался от своих убеждений.

Оглавление

1369 — 6 июля 1415

Чехи очень любят своего исторического героя Яна Гуса. Он и революционер, и священник, и философ, который в пламени огня не отказался от своих убеждений. Прошло несколько веков, а его соотечественники в память о страшной казни проповедника 6 июля зажигают костры по всей стране.

Молодые годы

На юге Чехии есть местечко под названием Гусинец, именно там проживала семья будущего реформатора церкви. Родители, простые крестьяне, еле сводили концы с концами. Мама, желая лучшей жизни для сына, отвезла его на учебу в соседний город. А в 1386 году повзрослевший юноша сам поехал в Прагу, чтобы получить высшее образование.

Парень из семьи крестьян смог поступить в университет. Удивительно. Напоминаем, это 14 век, классическое средневековье, и образование было вполне доступно умному и упорному выходцу из беднейших слоев населения.

Студенчество в Пражском университете запомнилось Яну упорным учением, бедностью и веселыми попойками в кабаках. Да, в ранней молодости Гус был как все молодые чехи.

Молодой человек закончил Пражский университет, стал магистром свободных искусств и через много лет работал ректором.

Как же получилось, что мальчик из богобоязненной семьи пошел против церкви? Он же еще мальчишкой пел в церковном хоре, общался со многими священнослужителями.

Как-то ему попались труды Джона Уиклифа. С его идей все и началось. В 1402 году молодой чех становится пастором Вифлеемской церкви.

Борьба с официальной доктриной

Ян Гус никогда не подвергал сомнению существование бога. Он боролся против церкви. В начале 15 века христианство уже давно стало доминирующей религией. Церковь охватывала духовную жизнь людей, диктовала нормы поведения, поддерживала нужный порядок. Духовенство в каждой стране Европы вмешивалось в политику. Это были высшие прелаты, которые не были видны простому народу.

Обычный чех сталкивался с духовным отцом, который по своему поведению, виду и повадкам совсем не походил на человека из писания. Священники вели разгульную жизнь, имели семьи, обжирались в посты и накапливали богатства. Вот с этим то и стал бороться Гус.

Молодой магистр стал читать проповеди. Он ничего нового не придумывал, просто толковал писание по своему.

Тезисы

Бог не признает власть, которая не живет по его заповедям, а католическая церковь забыла о них.

Церковь сегодня учит слепому послушанию, а надо самим читать и делать выводы.

Бог в своих заповедях нигде не говорил о платных услугах. Все венчания, похороны должны быть бесплатными. Особенно возмущало Гуса отпущение грехов. За разные проступки католическое духовенство назначило свои цены.

Только у справедливого человека должна быть собственность. Какая может быть собственность у церковников?

А в назидании молодой оратор любил говорить: “Не „хлеб мой насущный“, а „хлеб наш насущный”. Бог не хотел, чтобы одни пировали, а другие голодали.

Молва о Яне докатилась и до Папского престола. Прелаты и кардиналы почувствовали угрозу. Сперва ему пытались запретить выступать. Не подействовало. Затем обвинили в ереси. Интересно, что в защиту проповедника выступило первое лицо Чехии Вацлав IV.

В 1414 году папство устроило чеху самую настоящую ловушку. Его пригласили на Констанцский собор. И вместо выступления просто арестовали. Устроили процесс, в ходе которого вынесли смертный приговор. Церковники ничего не боялись, ни короля, ни людей.

Смерть настигла одного из самых смелых людей средневековой Чехии 6 июля 1415 года. Его сожгли на костре. Мало того. Папа повелел прах Гуса развеять над Рейном. Кому была нужна могила, новое место паломничества? Да никому из католической церкви.