"Ух ты, Физика!" Часть 30. Инструкция успешного абитуриента.
Ну вот наконец-то вы сдали все экзамены и получили аттестат!
Свобода! И непременная обязанность выбрать лучшее место, где учиться дальше.
Вас ждет огромный выбор специальностей, от самых обычных до самых экзотических.
Что выбрать и куда поступать учиться, если вы решили связать свою судьбу с занятием наукой?
Вот об этом и пойдет разговор.
Если вы решили заняться наукой, стать научным работником, который ведет исследования "на переднем крае", востребован везде и, что очень немаловажно, получает приличную зарплату, то выбор нужно делать по наукометрическим показателям кафедры, на которую вы собираетесь поступать.
Именно кафедры, а не университета, факультета или института! Поскольку даже в приличных институтах попадаются "неприличные" кафедры. А обучаться специальности вы будете именно на кафедре.
Что такое наукометрические показатели и как они считаются можно посмотреть в интернете.
А вот как эти самые наукометрические показатели использовать для выбора кафедры, я расскажу в этой статье.
Отмечу сразу, что данный способ выбора места учебы является, с моей точки зрения, самым правильным и во всех других случаях (не только для того, чтобы готовиться к стезе научного работника). Но если вы действительно решили связать свою судьбу с большой наукой, заниматься настоящими исследованиями и разработками "мирового уровня", то это для вас единственный способ. И он работает вне зависимости от того, гений вы или просто "двинутый на всю голову ботаник".
Замечу сразу, речь идет о действительно большой мировой науке. Если вы хотите вести исследования в филиале местного макароностроительного института, то можно просто поступить в этот самый институт, закончить его, поступить в его аспирантуру, закончить ее и продолжать трудиться до глубокой старости в его макароностроительных недрах.
Такой сценарий может и не состояться. Например ваш макароностроительный могут просто закрыть за ненадобностью, или сократить, или места в аспирантуре вам не достанется. Или еще чего-то случится и вам придется мучительно искать другое место для своих научных занятий. Но, в целом, в России такой вариант вполне работает до сих пор.
Вернемся к большой мировой науке
Качество работы ученого в большом мировом научном сообществе (в котором вы конечно же и мечтаете работать) измеряется индексом цитирования его научных публикаций. Чем чаще ссылаются на его публикации и чем более авторитетные ученые это делают в своих печатных работах, тем выше рейтинг ("Индекс цитирования").
Индексов существует несколько. В основном они отличаются сроками, за которые учитываются ваши публикации и учитыванием или неучитыванием рейтингов самих журналов, в которых опубликованы ваши статьи.
Для наших с вами целей все это не очень важно. Важно только понимать и ранжировать для себя все рейтинги от самых "топовых" и до самых "мусорных".
В смысле того, что есть рейтинги, на которые ссылаются ведущие эксперты и которые действительно отражают авторитет ученого в мире. А есть рейтинги, которые созданы для того, чтобы просто были, а часто даже для того, чтобы кто-то "важный" мог иметь хоть какой-то свой местечковый рейтинг, потому, что его статьи не публикует ни одно приличное издательство даже за деньги, а если и опубликует, то на них все равно никто не будет ссылаться ввиду их полной (или частичной) профанационности, по причине плагиата и т.п.
Так вот, запомните сами и передайте друзьям, в научном мире (в настоящем большом научном Мире) все знают "кто есть who".
Авторитетные индексы цитирования вполне точно отражают вклад в мировую науку (а других "наук", кроме мировой, на Земле просто не существует) того или иного научного работника или научного коллектива и их авторитет в научной среде.
Соответственно, для того, чтобы правильно выбрать правильное место для научного образования необходимо:
1) Принять решение относительно того, чем вы желаете заниматься всю оставшуюся жизнь.
Почти обязательное условие - оно должно вам нравиться.
Наукой не занимаются от 8-00 до 17-00!
Наукой не занимаются ради получения большой зарплаты. Есть бесчисленное множество других гораздо более легких способов заработать гораздо большие деньги. И не дай вам Бог заниматься наукой только потому, что больше некуда пойти!
Наукой можно заниматься только из интереса к самой науке! К предмету вашего исследования.
А вот количество заработанных денег (а, в основном, количество возможностей для самореализации) скорее всего будет прямо пропорционально вашей научной квалификации.
2) Выписать список кафедр. которые занимаются интересующей вас областью знаний.
Именно кафедр, а не факультетов. В последние годы в России факультеты стремятся впихнуть в себя абсолютно "невпихуемое". Стараются начать учить "черт те знает" чему, особенно за деньги. Открывают у себя направления о которых ни один преподаватель целого факультета вообще не имеет представление. И все ради того, чтобы заработать больше денег на доверчивых студентах.
Настоятельно рекомендую поинтересоваться, есть ли хоть один выпускник по данной специальности, который работает уже по такой профессии после окончания ВУЗа. И постараться найти его следы, и поинтересоваться насколько он востребован и успешен.
Есть два пути, по которым может пойти для составления ранжированного списка кафедр
Первый, выбрать список доступных для себя вузов (географически или по соображениям вероятности поступления с вашими баллами), затем выбрать в этих вузах все профильные вашим желаниям факультеты, а уже затем на этих факультетах смотреть список кафедр, которые вас интересуют.
И уже в самом конце выбирать специализацию, если на интересующей вас кафедре их несколько.
Второй, более научно правильный.
Берем поисковик (например Гугл). Проводим поиск научных публикаций на интересующую вас тему. У Гугла, кстати, есть специальный поисковик для таких задач "Академия Гугл".
Поиск ведем в англоязычной части интернета!
Запомните! Все приличные публикации делаются на английском языке. Из этого правила нет исключений. Можно не рассматривать никакие другие языки, включая немецкий, китайский, французский и пр. Публикация результатов качественного исследования в приличном (о "приличиях" мы поговорим в следующий раз) англоязычном издании - это "де факто" стандарт, которого придерживаются все. Во всяком случае те научные работники, кто хочет, чтобы с результатами их труда ознакомилась мировое научное сообщество.
Бывают очень редкие исключения в области прикладных и грантовых исследований. Но очень редко, и вы это можете не учитывать. Тем более, что в любом случае к статье прилагается резюме на английском.
Попутно один очень ценный совершенно бесплатный совет: Учите английский!
Учите настолько хорошо, насколько это возможно (и невозможно). Любой, кто желает считать себя научным сотрудником должен свободно читать, писать и говорить на английском по своей специальности. Настолько свободно, чтобы мог на слух абсолютно безошибочно воспринимать доклады по своей и смежным тематикам. Это один из главных билетов в большую мировую науку.
Итак, вы перевели свои научные интересы на английский и запустили поиск в Академии Гугл научных статей на интересующую вас тематику.
У вас появился список из ста - двухсот тысяч публикаций. Если их слишком много, то ограничьтесь списком публикаций за последние три года.
Если все еще слишком много, то за последний год - два.
Теперь посмотрите на фамилии авторов. Скорее всего там окажется очень мало русскоязычных фамилий. Поэтому вы можете сразу перейти к изучению научного рейтинга авторов.
В противном случае, сначала отсортируйте по индексам цитирования самих изданий.
Ваша цель - создать ранжированный по рейтингу список российских авторов, которые публикуют статьи по интересующей вас тематике в приличных англоязычных журналах.
Возможен и третий путь.
Вы определяете список изданий по интересующей вас тематике и ранжируете его в порядке убывания индекса цитирования (Да. Такой есть и для научных журналов). Не забываете Nature и другие не узкоспециализированные, но очень авторитетные журналы.
Затем начиная с самого авторитетного журнала с самого последнего номера начинаете искать авторов с российскими фамилиями. Проверяете в том же Гугле их рейтинг и заносите в список.
Только не забудьте проверить,что автор с "российской" фамилией является российским автором. Потому, что за последние тридцать лет огромное количество бывших российских ученых навсегда, к сожалению для нас с вами, навсегда осели в других странах.
Это легко проверить в шапке каждой публикации есть место работы ученого.
В конечном итоге из этих "мест работы авторов" у вас и образуется своеобразная "карта научной славы" российских НИИ и университетов. Вот среди них вам и предстоит делать свой выбор в качестве абитуриента.
Теперь, наконец, ранжируем список кафедр в соответствии с суммарным рейтингом преподавателей из вашего ранжированного списка.
3) Выбираем первые 10 - 15 из нашего ранжированного списка кафедр и подаем туда документы.
Суммарный рейтинг преподавателей можно считать по разному. Можно складывать арифметическую сумму рейтингов (индексов цитирования). А можно перемножать и сравнивать произведения.
Но, с моей точки зрения, правильнее считать по-другому. Берем самый высокий индекс цитирования и делим на пять. Затем делим шкалу индексов на пять равных интервалов.
И вносим в таблицу рейтинга научных работников, который мы составили ранее поправочные множители. Тем, у кого рейтинги попадают в самый нижний интервал (от ноля до...) оставляем рейтинги, как есть. Тем, у кого рейтинги попадают во второй интервал, умножаем их на два. В третьем на три. В четвертом на четыре. В пятом (самом верхнем) умножаем на пять. И уже затем складываем эти (поправленные) индексы по кафедрам.
Это позволит нам "поднять" в рейтинге те кафедры, на которых преподают действительно авторитетные научные работники. Проще говоря, чтобы не оказалось, что кафедра, на которой работает один преподаватель с индексом 90, не оказалась ниже кафедры, где сто преподавателей с индексом 1.
Часть вторая, практическая.
Как я искал, где мне получить специальность для работы на криптобирже.
Продолжение завтра.
Не забываем ставить лайки и комментировать автора. А так же ругать, хвалить и задавать вопросы!