Найти в Дзене
Вехи Истории

Александр Галич: роковая случайность или происки КГБ?

Начало творческой карьеры у этого человека было очень успешным. И продолжение складывалось как нельзя лучше. Если бы не политическая острота поздних его произведений, ему бы не пришлось в уже зрелом возрасте ломать свою судьбу и покидать родину. Но поэт, сценарист, драматург и писатель Александр Галич даже за рубежом оставался значимой частью русской культуры. И продолжает оставаться до сих пор, спустя 40 лет после его трагической гибели в Париже. Александр родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне г.Днепр) в большой и талантливой семье Гинзбургов. Вскоре они перебрались сначала в Севастополь, а затем в Москву. Когда молодой человек закончил школу, долго не мог определиться с родом будущих занятий — литература или театр? Выбрал оба. Он поступил в литературный институт и оперно-драматическую студию К.С. Станиславского. Позднее Александр покинет и тот, и другой вуз. Первый ему было трудно совмещать с учебой во втором. А на студию он обиделся, случайно увидев в личном деле слова прин

Начало творческой карьеры у этого человека было очень успешным. И продолжение складывалось как нельзя лучше.

Если бы не политическая острота поздних его произведений, ему бы не пришлось в уже зрелом возрасте ломать свою судьбу и покидать родину.

Но поэт, сценарист, драматург и писатель Александр Галич даже за рубежом оставался значимой частью русской культуры. И продолжает оставаться до сих пор, спустя 40 лет после его трагической гибели в Париже.

Александр родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне г.Днепр) в большой и талантливой семье Гинзбургов. Вскоре они перебрались сначала в Севастополь, а затем в Москву.

Когда молодой человек закончил школу, долго не мог определиться с родом будущих занятий — литература или театр?

Выбрал оба. Он поступил в литературный институт и оперно-драматическую студию К.С. Станиславского.

Позднее Александр покинет и тот, и другой вуз. Первый ему было трудно совмещать с учебой во втором. А на студию он обиделся, случайно увидев в личном деле слова принимавшего его преподавателя.

Тот написал, что артист из абитуриента Гинзбурга вряд ли выйдет, но из него обязательно что-нибудь получится.

Начало большого пути

Галич направился в недавно открывшуюся театр-студию драматурга Арбузова и режиссера Плучека. В соавторстве с другими сценаристами он написал свою первую пьесу «Город на заре», которая потом с успехом шла на сцене.

Начавшаяся война изменила планы. Галича комиссовали из армии из-за порока сердца. В Москве оставаться было опасно, и он вместе с геологоразведочной бригадой уехал на юг.

Александр работал в грозненском театре, когда узнал, что Арбузов и некоторые артисты театра приехали в эвакуацию в Ташкент. Галич присоединился к своим бывшим коллегам.

В Узбекистане он встретил свою первую супругу. Валентина Архангельская была актрисой. Влюбленные собирались пожениться и уже отправились в загс подавать заявление, но по дороге у них украли сумку с документами.

Свадьба подождет, а вот дочка нет. Алена появилась у супругов спустя год после знакомства.

Они вернулись в Москву и зарегистрировали брак. Но за год до окончания войны Валентине предложили место примы в иркутском театре. Однако мать Галича не отпустила с невесткой ни сына, ни внучку, заявив, что «нечего таскать ребенка по сибирям».

Потом Валентина не захотела вернуться в столицу, и брак распался. Кстати, именно в этот период Гинзбург придумал себе псевдоним, соединив буквы своих фамилии, имени и отчества. Так он стал Галичем.

Александр успешно работал. Пьесы, которые он писал, были нарасхват у театральных режиссеров. В кино его сценарии тоже охотно брали.

Галич второй раз женился. Его супругой стала сценарист Ангелина Шекрот. И почти одновременно он завязал отношения с художницей по костюмам. В результате их связи родился сын Гриша.

Несмотря на внешнее благополучие, в душе у Галича царила хандра. Он начал выпивать и в начале 60-х годов свалился с первым инфарктом. Болезнь изменила его творческое направление. Неожиданно для всех он стал поэтом-песенником.

Поэт поколения обреченных

В свои песни Галич добавлял острый политический перец. В итоге их запретили, а за Галичем начали следить как за неблагонадежным.

Попала под запрет уже поставленная и готовая к премьерному показу театральная пьеса «Матросская тишина» о положении евреев в Советском Союзе.

Колесо завертелось. Галича исключили сначала из Союза кинематографистов, а потом и из Союза писателей. Работы и денег не стало.

Ему начали намекать на то, что для него было бы выходом уехать из страны. Галич не хотел этого делать. Но и «ложиться на дно» был не согласен.

После публикации за рубежом книги стихов под названием «Поколение обреченных» ОВИР отказал ему в визе для выезда в Норвегию, зато КГБ предложил быстро оформить документы и билет в один конец. У Галича не было другого выхода, как согласиться.

На чужбине все более или менее сложилось. Появилась работа, деньги, своя аудитория зрителей и слушателей. Были написаны новые хорошие песни и пьеса, появились планы поставить мюзикл и самому в нем сыграть.

Но через три с половиной года после эмиграции в Париж Галич умер от удара током, когда подключал антенну к телевизору. Супруга, которая вернулась домой, застала его еще живым, но до приезда врачей Галич скончался.

Некоторые его друзья, а также дочь Елена Архангельская-Галич были уверены: смерть поэта — дело рук КГБ. Но доказательств этому, разумеется, не нашли.

Когда о смерти Александра Галича узнали в театральной Москве, по театрам прошли митинги памяти, на которых актеры открыто декламировали произведения Галича.

Уже после смерти его восстановили во всех творческих Союзах и вернули российское гражданство. Только об этом великий русский поэт и драматург уже не узнал.

© Biografia.Ru, 2018 г.