(1870-1923) Товарищество вольных художников, противопоставлявшее себя официальному искусству и делавшее ставку на реализм.
Началось всё с того, что художники не захотели ужинать с Одином. Нет, началось всё ещё раньше: после реформ Александра II в российской интеллигенции особенно сильно пробудился дух народничества и возвращения к корням. Однако официальное искусство в середине XIX всё ещё оставалось романтически-отвлечённым и имперски-громоздким. Именно из этого конфликта и произошли Передвижники: в 1863 году 14 лучших учеников Академии художеств, претендовавших на большую золотую медаль, обратились в совет с просьбой изменить конкурсное задание — от них требовали написать картину «Пир Одина в Вальгалле». Художники просили дать им свободу выбора темы, но совет отказался — тогда все 14 учеников отчислились и основали собственную артель, а в 1870 году объединились с московскими единомышленниками в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Целью передвижных выставок они называли, прежде всего, приобщение народных масс к искусству. Первая выставка прошла в Петербурге уже в декабре следующего года, после чего художники отправились в долгое путешествие по стране — за всё время своего существования Передвижники успели провести 47 выставок. За это время состав товарищества значительно расширился, в товариществе состояли Илья Репин, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Иван Крамской и другие знаменитые художники.
Объединяли их не только путешествия с картинами: практически все Передвижники были поборниками реализма и стремились показать жизнь народа без прикрас. Именно поэтому в их работах столько сельской тематики, так много пейзажей и простых людей. Другие же, как, например, Виктор Васнецов, хоть и не стремились к приземлённости, но использовали в своих работах только родные сказочные мотивы.
Несмотря на заявленную в программе близость к народу, не забывали художники и о высших слоях — многие активно занимались портретной живописью, а огромный вклад в сохранение и популяризацию Передвижников внёс меценат Павел Третьяков. Он выкупал работы художников, с одной стороны оказывая им финансовую помощь, а с другой — пополняя коллекцию основанной им галереи.
Товарищество пришло в упадок в начале XX века, и тому был целый ряд причин. С одной стороны, между Петербургом и Москвой начиналось противостояние, с другой внутри самой организации дела шли не очень ладно, но главное — молодые художники ушли далеко вперёд, они готовили мир к наступлению авангарда. Среди новых течений Передвижники лавировать не смогли, и в 1923 году, когда умами людей владели совсем другие художники, товарищество объявило о самороспуске.
Автор: Денис Божинский