Найти тему
Советский песенник

С чем сталкивается уличный музыкант: личный опыт, советы и секреты заработка (лонгрид)

Некоторые мои читатели знают, что летом 2009 года я решилась на выход из зоны комфорта и отправилась на центральную улицу города с блокфлейтой и коробкой из-под обуви :) Играла я по выходным, когда было тепло, сухо и не очень ветрено.

Памятник Екатерине Великой, возле которого я часто играла. Фото из личного архива.
Памятник Екатерине Великой, возле которого я часто играла. Фото из личного архива.

Почему по выходным? Улица Красная в Краснодаре в субботу и воскресенье становится пешеходной в своей исторической части, поэтому никакого шума машин нет, а вот прохожих много. Есть, правда, уличное радио, но это не мешает находить достаточно тихие места.

Погодные условия очень важны как для флейты, так и для меня. Дело в том, что флейта-сопрано, на которой я играла, — деревянная.

 Фото из личного архива
Фото из личного архива

От влаги дерево разбухает, звук превращается в свист, совладать с которым совершенно невозможно. Свист никуда не исчезнет, пока флейта не высохнет. Поскольку дерево впитывает влагу, а не просто образует конденсат на поверхности (так происходит с пластиковой флейтой), на сушку требуется время. Пластик в этом смысле менее прихотлив: его достаточно просто досуха вытереть натуральной тканью.

Если идёт дождь, то появляется дополнительный шум, да и людей на улице заметно меньше. Искать место под крышей или навесом смысла нет, ведь людям в дождь совершенно не до уличных музыкантов.

Дождь на улице Красной. Фото: http://www.yugopolis.ru/media/cache/news/data/img/e0b5dc75ded024fc5a336ea1ab6db6f4/193371.jpg
Дождь на улице Красной. Фото: http://www.yugopolis.ru/media/cache/news/data/img/e0b5dc75ded024fc5a336ea1ab6db6f4/193371.jpg

Почему мне нужна была тёплая погода? Когда холодно, пальцы замерзают, становятся неуклюжими и менее чувствительными, а это, конечно, сказывается на качестве игры. Самой флейте, я думаю, температура воздуха была безразлична :)

Что касается ветра, о его влиянии я сначала даже не подозревала, но наблюдения показали, что в ветреную погоду распространение звука меняется, слышно становится хуже. Я обращаю внимание на шум не просто так. Громкость флейты, как и любого другого музыкального инструмента, имеет свои пределы. Назвать её громкой никак нельзя, а на низких нотах звук ещё тише, так что приходилось учитывать в том числе и ветер.

Однажды у меня из коробки ветром унесло денежку. Это было быстро, внезапно и безвозвратно. Я проводила глазами стремительно улетающие 100 рублей, продолжая играть. После этого бумажные деньги я стала периодически перекладывать в карман. Рисунок: http://blog.freelotto.com/wp-content/uploads/2013/12/flying-cash.jpg
Однажды у меня из коробки ветром унесло денежку. Это было быстро, внезапно и безвозвратно. Я проводила глазами стремительно улетающие 100 рублей, продолжая играть. После этого бумажные деньги я стала периодически перекладывать в карман. Рисунок: http://blog.freelotto.com/wp-content/uploads/2013/12/flying-cash.jpg

Продолжительность моих «выступлений» была примерно полтора часа. К этому времени пресловутый конденсат скапливался, и играть становилось всё сложнее, к тому же я начинала уставать. Репертуар я постепенно расширяла, занимаясь дома, потому что не очень любила повторяться. К тому же интереснее было играть не всё подряд, а то, к чему душа лежит.

Теперь расскажу о страхах и сомнениях. Во-первых, я не виртуоз, да и вообще самоучка в теме блокфлейты, так что мне было страшно, что играть я буду так себе, хоть я и репетировала. Второе, что меня тревожило, это какой-то внутренний барьер, как это я буду играть на улице? Сложней всего было вытащить из рюкзака коробку, поставить её перед собой и начать играть... Я вела с собой успокоительные беседы, что никто всё равно не слушает, что я не попрошайничаю, а что-то делаю, чтобы заработать, но всё равно было страшно начинать. И каждый раз в большей или меньшей степени страх сопровождал мои выходы. То же самое происходит и на других выступлениях.

Киса Воробьянинов просит денег. Кадр из фильма "12 стульев".
Киса Воробьянинов просит денег. Кадр из фильма "12 стульев".

Был страх, что какие-нибудь недружелюбные люди будут докапываться. Однажды пьяная неопрятная женщина подошла ко мне и начала клянчить денег «на еду». В общем-то она могла их просто стащить из коробки и убежать — я бы за ней не кинулась вдогонку, но она решила проявить дипломатичность. Я отказала ей, посоветовав обратиться к кому-нибудь другому. Она нахмурилась и ушла. А вы бы как поступили на моём месте?

Что касается денежного вопроса, тут всё сложно и непредсказуемо.

Первое, на что надо обратить внимание, когда собираешься играть не просто ради удовольствия, а с целью заработать, — это проходимость места. Чем больше людей пройдёт мимо вас, тем больше вероятность того, что кто-то из них вас заметит и поддержит. Оговорка: скопления людей, занятых своим делом, например, свадьбы, группы велосипедистов, уличные ярмарки и т.д. только мешают. Я их избегала, т.к. они создают много шума и отвлекают внимание прохожих на себя. Зная, что в выходные дни в моём излюбленном месте в первой половине дня происходят массовые свадебные съёмки, я отправлялась играть ближе к вечеру.

Фото: https://www.gutaclinic.ru/upload/iblock/fd9/fd9e0461a541383d04a1e0106a32a76f.jpg
Фото: https://www.gutaclinic.ru/upload/iblock/fd9/fd9e0461a541383d04a1e0106a32a76f.jpg

Второй важный момент — звуковая конкуренция. Здесь имеют значение и шумы, о которых я писала выше, и уличные радио, и музыка от различных массовых мероприятий. Играть там, где звук флейты будет частью какофонии, не только бессмысленно, но и неприятно. Ну а самое важное — удалённость от других уличных музыкантов. Если на моём любимом месте или рядом с ним кто-то играл, я уходила на такое расстояние, чтобы другого музыканта не было видно и слышно. Здесь дело уже не только в звуке, но и в обычной конкуренции. Если поставить рядом два ларька с мороженым, то вы вряд ли купите лакомство в обоих, ведь так?

Третье наблюдение на тему денег заключается в том, что как только ваше «одиночество» как музыканта нарушается, желание людей вас поддерживать уменьшается. Всякий раз, как ко мне кто-то подходил либо просто поболтать, либо познакомиться, либо посидеть рядом на лавочке, это сразу же имело отталкивающий эффект для прохожих. Иногда бывали и исключения: однажды я играла одна, и меня окружило несколько малышей на велосипедах. Они довольно долго слушали, даже хлопали, по очереди ездили к своим родителям и возвращались с монетками. Некоторые, когда собирались уезжать, прощались :)

Фото: http://ic.pics.livejournal.com/zvon4ekova/17261434/240792/240792_original.jpg
Фото: http://ic.pics.livejournal.com/zvon4ekova/17261434/240792/240792_original.jpg

Немного другим оказалось влияние «дополнительных» музыкантов. Когда я играла не одна, а в компании нескольких ребят, заинтересованных было намного больше: люди охотно останавливались, чтоб посмотреть, послушать и поснимать на телефоны. Но я заблуждалась, когда предполагала, что чем больше внимания прохожих, тем больше заработок. Нет, зарабатывать игрой лучше в одиночку. Даже если вы (группой) играете очень хорошо, люди могут просто послушать вас и пойти дальше, а когда вы совершенно один, это, судя по всему, вызывает ощущение большей ответственности у слушателя. Или жалости?..

Конечно, если вы хотите внимания, играйте группой. Это намного веселее, чем одному.

Фото: https://nib.lv/wp-content/uploads/2016/02/Vipdom-osmotr-kvartiri.jpg
Фото: https://nib.lv/wp-content/uploads/2016/02/Vipdom-osmotr-kvartiri.jpg

Забавное наблюдение: большинство прохожих заглядывали внутрь коробки с большим любопытством, а некоторые с недовольством бурчали, что я занимаюсь какой-то фигнёй, или что я зарабатываю больше, чем их пенсия… Я не знаю точно, какая была пенсия в нашей стране в 2009-2011, когда я часто играла на улице, но уверена, что пожилые люди зря переживали, т.к. в среднем за один выход я собирала 220 рублей. Не так уж феерично, верно? Но это больше, чем ничего. И не было ни единого раза, чтоб я ушла совершенно ни с чем.

Один раз мне очень повезло, и какой-то моряк бросил в коробку тысячную купюру. Я сначала не поверила своим глазам, а потом, убедившись, что не ошибаюсь, разволновалась и даже засомневалась, не подделка ли это :)
Один раз мне очень повезло, и какой-то моряк бросил в коробку тысячную купюру. Я сначала не поверила своим глазам, а потом, убедившись, что не ошибаюсь, разволновалась и даже засомневалась, не подделка ли это :)

Теперь расскажу о техническом оснащении. Сначала я играла на флейте без всякого дополнительного оборудования, а чуть позже обзавелась вот такими переносными колоночками:

-10

Я подключала их к телефону и запускала оттуда фонограммы. Колонки эти работают до сих пор :) Им нужно 4 пальчиковых батарейки, а на выходе получается неплохой для таких габаритов звук. Флейте этой громкости было достаточно.

Играть под минусовки мне было интереснее, чем а капелла, да и красивее это. Был, правда, и негативный момент: приходилось играть сидя на лавочке, т.к. колонки надо было поставить так, чтоб они не упали и, что немаловажно, остались при мне, а не «ушли» с каким-нибудь прохожим. Поэтому я сидела на проводах и ставила колонки по обе стороны от себя. Ниже есть видео, где вы сами можете посмотреть, как это было. Колонки, правда, плохо видно.

Была у меня однажды и просветительская задумка. Я хотела написать на листках, какая композиция сейчас звучит, чтобы люди могли видеть названия, если им интересно. Попробовала так играть однажды, но никто не заинтересовался моей писаниной. Сейчас музыканты часто пишут на больших картонках свои контакты в соцсетях, чтобы люди могли найти их в виртуальном мире или отметить на публикациях, а в годы моих выходов с флейтой всё это не было так сильно распространено.

Хочу приободрить всех, кто играет на музыкальных инструментах. Если то, на чём вы играете, звучит не только в помещении, но и на улице, и более-менее легко переносится с места на место, не бойтесь выйти и попробовать! Это хороший опыт, позволяющий музицировать несмотря ни на что, усмирять волнение, практиковаться и немножко зарабатывать :)

Теперь, как и обещала, фрагмент моей уличной игры 2012 года:

Если вы дочитали до этих слов, значит я написала хороший материал, но узнать об этом я смогу только если вы поставите лайк, поделитесь этой публикацией или подпишетесь на мой канал :)
Свои предложения, вопросы и замечания присылайте по адресу: o.v.malakhova@gmail.com
Спасибо за вашу любовь к музыке!