Прежде всего, разберемся с тем, что такое кинематограф. Сам термин кино от греческого kinēma означает «движение». Ну а вторая часть слова кинематография от graphō «пишу». То есть кинематограф – это записанное, запечатленное движение. Так и есть.
Чтобы кино существовало, в конечном итоге нужно, чтобы что-то было записано на пленку, показано на экране и чтобы был кто-то, кто будет смотреть на экран.
Соответственно, можно выделить всего три основные линии развития человеческой любознательности, которые и стали непосредственно основой формирования кино:
Во-первых, исследование законов восприятия действительности человеком;
Во-вторых, попытки аутентичного запечатления/отражения действительности;
В-третьих, экспериментирование с возможностями воспроизведения/моделирования/симулирования динамики жизни.
1. Восприятие действительности
Кинематограф опирается на такую способность глаза человека, как персистенция – инерция зрения. Это особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными. То есть сетчатка нашего глаза сохраняет изображение предмета тогда, когда глаз уже непосредственно не воспринимает этот предмет. Так, например, когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких положений одного и того же горящего факела. А множество быстро сменяющихся кадров на экране монитора представляется нам целостными сценами.
Пример восприятия целостного сюжета при перелистывании блокнота
Жозеф Плато однажды летом 1829 г. не отрываясь смотрит 25 секунд на раскаленный диск полуденного солнца. В течение следующих нескольких дней он не видел ничего кроме образа солнца, запечатленного на его сетчатке. Потом зрение к нему вернулось и в 1932 г. он создает фенакистископ, а через десять лет окончательно слепнет.
Фенакистископ стал первой оптической игрушкой, создающей иллюзию движения. За ней последовала волна изобретений и научных исследований в области биологии и медицины. Все, что было связано с изучением механики передвижения и изучением человеческого восприятия оказалось в центре внимания миллионов исследователей.
2. Запечатление действительности
Известно, что человечество всегда стремилось каким-то образом отразить видимую глазом действительность – в виде наскальной живописи, в виде скульптур, картин и т.д. Изначально единственной формой запечатления действительности было художественное творчество.С начала 1800-х возникают попытки запечатлеть действительность с помощью фотографических снимков. И в 1826 году появляется первая фотография, сделанная Жозефом Нисефором Ньепсом благодаря камере-обскуре с оловянной пластиной, покрытой тонким слоем асфальта. Впервые в истории человечества картину нарисовал не художник, а падающие лучи света в преломлении.Первые фотографии не были сняты на пленке, а были сделаны на пластинах. В результате множества химических опытов со стеклом, с серебром, медью, ртутью и др., позволяющих уменьшить время экспозиции и проявки, в конце концов появилась пленка. Параллельно развивались и возможности оптики в создании подходящих объективов.И только в 1887-1889 произошел прорыв в развитии фотопромышленности. Американский священник Ганнибал Гудвин изобрел целлулоидную катушечную пленку. Практически параллельно Джордж Истмен совместно с Генри Рейхенбахом в рамках компании «Истмен Кодак» патентуют целлулоидную фотопленку.
С этих пор фотография в целом и возможности запечатления в фотоснимке окружающей действительности приобрели улучшенное качество. Фотоаппараты были уже компактными, удобными для использования непрофессионалами. Фотографии уже не только четко отображали фотографируемый объект, но уже появлялись цветные фотографии, фотографы экспериментировали и создавали различные фотоэффекты, использовали фотомонтаж. Фотография превратилась в фотоискусство.Изобретение фотопленки – это предпоследний шаг к изобретению кинематографа. Технически, абсолютно все, что нужно было для создания кино уже существовало с этого момента – оставалось только немного модифицировать имеющиеся элементы, соединить их в новом виде и запустить съемочный процесс.
3. Воспроизведение действительности
Люди не только воспринимают действительность и запечатлевают ее, но и формируют ее.Обращаясь к истории кино необходимо помнить, что своеобразной его предтечей, никак не связанной с техническими устройствами, является театр и цирк. Актеры театра и цирковые артисты воспроизводили, моделировали, приукрашали различные аспекты действительности и презентовали ее на сцене. Но особенное значение для развития кинематографа сыграл не цирк, не театр актеров и не кукольный театр, а театр теней.Еще пещерные люди обратили внимание на взаимодействие света и тени. Наблюдая за тенями, познавая физику света и тени, люди со временем научились создавать оптические иллюзии. Самыми древними оптическими спектаклями были китайские тени, которые первоначально получались с помощью рук и специального реквизита. В наиболее развитой форме – это вырезанные силуэты, которые пропускают за прозрачным экраном и освещают сзади.
Выступление театра теней на шоу Britain's Got Talent
На качественно новый уровень практика моделирования действительности вышла с созданием проекционных аппаратов. Первым проектором был так называемый «Волшебный фонарь». Сеансы, которые устраивались с помощью волшебного фонаря – прямая аналогия современным киносеансам. Зрители усаживались в ряд и наблюдали представления, отражаемые на специальной плоской поверхности. Уже с помощью волшебного фонаря зрителям на экране демонстрировались целостные сюжеты. Театры теней сопровождались музыкой, комментировались лектором или рассказчиком.
Пример действия проектора, показанный в фильме "Оз: Великий и ужасный"
К 19 веку всевозможные оптические игрушки, усовершенствования проекционных аппаратов достигают уровня массовой коммерциализации. Зрители посещали выступления не только реальных актеров, но и постановки, которые проецировались на экран и разыгрывались из рисунков, изображенных на лентах. Так, «оптический театр» Эмиля Рейно – демонстрировал серии рисунков, связанных в единый сюжет. Это был театр кадров – уже не театр живых актеров, но еще и не кинотеатр.До появления кинематографа существовали только отдельные кадры (фотографии или картинки), которые при просмотре в последовательной очередности создавали иллюзию демонстрации движущихся объемов. Уже было известно, как создать иллюзию движения, уже было известно как запечатлеть действительность на пленку, уже было известно, как спроецировать изображение на большой экран… Однако, долгое время оставался открытым один актуальный и мистический вопрос – как преодолеть статичность изображений и запечатлеть движение?