В то время, когда кинематограф уже был изобретен братьями Люмьер, когда у них появились конкуренты по всему миру, когда киноаппараты и киноленты ежедневно совершенствовались, когда люди зарабатывали легкие деньги на создании и прокате фильмов, когда повсюду появлялись новые киностудии, кинозалы и производители киноаппаратов, кинобизнес превратился в сплошную неразбериху.
Кино развивалось, развивалось стремительно, повсеместно и довольно хаотично. Так было везде, кроме Америки.
США стали единственной страной, в которой кинобизнес изначально формировался и развивался в соответствии с определенными правилами игры. А правила эти задал ни кто иной, как Томас Эдисон.
Люмьеры, создавшие кинематограф, активно монетизировали свое изобретение, повсеместно устраивая кинопоказы. Они решили придерживаться следующей модели: мы не продаем свои киноаппараты, мы продаем только киносеансы и сами киноленты. Это было логичное и вполне денежное решение. Однако, для многих изобретателей не составило особого труда создать аппарат, подобный кинематографу. Важным здесь является то, что Люмьеры ничего особенно не предпринимали с целью ограничить создание и распространение киноаппаратов, созданных другими изобретателями. Люмьеры были впереди всех и зарабатывали больше всех. Остальные их лишь пытались догнать.
Как известно, Люмьеры не считали, что кинематограф станет каким-то серьезным монументальным изобретением, изменившим весь мир. В те времена технические новинки появлялись, распространялись, сменяли друг друга, устаревали и забывались с огромной скоростью. В обиходе оставались лишь единицы – такие как телефон и граммофон. Они полагали, что кинематограф быстро надоест публике и она переключится на что-то новенькое. Поэтому Люмьеры и не ставили перед собой каких-то долгосрочных задач по монополизации рынка киноаппаратов и кинолент. Конкуренты быстро их догнали и вскоре обогнали.
Томасу Эдисону же в свою очередь было свойственно рассуждать в долгосрочной перспективе. Он всегда стремился не только заработать «сейчас», но и гарантировать свой заработок в будущем. За свою жизнь он запатентовал у себя на родине более одной тысячи патентов (собственных и купленных). И он яростно защищал свои права в отношении каждого запатентованного творения.
Томас Эдисон в феврале 1986 года купил один из аналогов кинематографа («фантаскоп», изобретенный другим Томасом – Арматом), переименовал в «витаскоп» и оформил патент на свое имя. Немного улучшив этот аппарат, через два месяца американскому зрителю было предложено оценить возможности «движущихся картинок» на большом экране. Но уже через три месяца после премьеры витаскопа на американский рынок выходит люмьеровский кинематограф, который был несомненно хорош (даже лучше, чем витаскоп).
А еще через 4 месяца Томасу Эдисону приходится видеть в качестве своего конкурента ни кого другого, как своего бывшего подчиненного – Уильяма Диксона. Изобретенный им аппарат «байограф» тоже оказался лучше витаскопа.
Уильям Диксон на экспериментальной записи, созданной в процессе разработки кинетоскопа в студии Эдисона
Томас Эдисон, матерый бизнесмен, легко и просто решил вопрос с конкурентами – он просто объявил их деятельность вне закона. Логика была проста: мне, Томасу Эдисону, принадлежат патенты на все те механизмы, которые используются другими изобретателями киноаппаратов. Следовательно, без моего одобрения они не имеют права использовать эти киноаппараты и получать какую-то прибыль от кинопроката. Начались «патентные войны».
Судебные тяжбы и таможенные разбирательства в первую очередь избавили американский рынок от европейцев, пытавшихся заработать на американском зрителе. Правительство США ввело протекционистскую политику по отношению к собственной промышленности, окончательно вытеснив французов.
В итоге, в конце 1890-ых годов в США развернули деятельность 2 крупные кинокомпании. Одна принадлежала Томасу Эдисону, другая – его бывшему сотруднику Уильяму Диксону.
Диксона побороть Томасу Эдисону не удалось, так как в созданном им аппарате был использован оригинальный механизм «петля Лэттема», на который эдисоновские патенты не распространялись, к тому же его аппарат не рвал пленку, что было значительной проблемой того времени.
Помимо этих двух компаний, активно развивались менее крупные мелкие производители и, несмотря ни на что, расширяли свою деятельности представительства французских компаний.
Следующие 10 лет стали периодом формирования киноиндустрии.
Вседозволенность сменилась строгими правилами игры:
- конкурентная борьба стала вытеснять с рынка мелких и неэффективных производителей,
- вездесущая организация кинопросмотров стала формироваться в организацию кинозалов и кинотеатров,
- хаотичная съемка кино стала превращаться в осмысленный кинопроцесс,
- любительский подход к работе в сфере кино стал преобразовываться в профессиональное сообщество…
Тем временем во Франции в 1905 году братья Люмьер продают все свои права на «кинематограф» французской кинокомпании Пате. К 1909 году другому пионеру кинематографа – Ж. Мельесу из-за финансовых трудностей пришлось отказаться от своей самостоятельности и начать работать для фирмы Пате. Среди первых крупных игроков во Франции остались только двое – Пате и Гомон, которые между прочим до сих пор весьма успешно существуют.
В США в 1908 году Эдисон и Диксон, не сумев побороть друг друга в патентой войне, пришли к мировому соглашению. Была создана «Кинематографическая патентная компания» (Motion Picture Patents Company). Задача MPPC заключалась в том, чтобы регулировать все области киноиндустрии – от производства до проката.
Вплоть до 1907 года фильмы свободно продавались всем желающим. Оплата производилась из расчета за один погонный метр позитива. Теперь же кинорынок стал оценивать фильмы по его содержанию – кино по разному оценивалось в зависимости от его содержания и наличия в нем звезд.
Появилось понимание и отстаивание авторских прав на кинопроизведения. Каждый кинотеатр, зарегистрированный Патентной компанией, должен был отчислять по два доллара в неделю за право демонстрации фильмов, а каждый прокатчик – по пять тысяч в год за их дистрибуцию.
Кинематограф окончательно превратился в саморегулируемый кинобизнес.