Найти в Дзене

Полет со смертью. Забытый подвиг лейтенанта Мамкина

22 июня. Ровно в четыре часа. Страшная дата... Невольно вспоминается книга мемуаров о войне Николая Никулина, где звучит странная фраза: лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» – ложь...

О подвиге советского летчика Александра Мамкина тоже знают немногие. Шел конец 1943 года. Под белорусским Полоцком, где размещался немецкий гарнизон, разведка обнаружила большое число детей – воспитанников детдома, как оказалось. Информацию немедленно передали командованию партизанской бригады. Было принято решение: во что бы то ни стало освободить мальчишек и девчонок. Операция получила кодовое название «Звездочка».

18 февраля 1944 года. Санный партизанский отряд совершает многокилометровый бросок в зону противника. Бойцы справились со своей задачей молниеносно и без перестрелки: одна группы прикрывала, вторая на руках по глубокому снегу перенесла детей в безопасное место, через несколько часов их доставили в деревню, которую немцы уже не контролировали. Ослабевшим воспитаникам детдома нужен был уход, поэтому дан приказ переправить их группами в тыл. Война еще не закончена, а немцы упорно боролись с партизанами.

В помощь придали 3-ю воздушную армию. Операция продлилась много дней, удалось вывезти более 200 детей и 300 раненых партизан.

Старшему лейтенанту Мамкину тогда было всего 27 лет. Это был уже опытный пилот, имевший на своем счету не один десяток боевых вылетов. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года он совершил 8 успешных рейсов, перевозя детей. В девятый раз в самолет попали. В салоне в этот момент находились десять детдомовцев, их воспитательница и двое раненых партизан. Мамкин пересек линию фронта уже на горящей машине. Инструкция позволяла ему спастись: он мог попытаться набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом. Огонь добрался до кабины, на летчике загорелась одежда, плавились очки и шлемофон. Самолет посадить все же удалось, никто из ребят не пострадал. Первой фразой Мамкина было: «Дети живы?». Ног у пилота не было. Сгорели. Через пару часов он скончался в госпитале. Врачи недоумевали: как он мог управлять машиной, когда в салоне бушевал огонь?!

Свою «звездочку» старший лейтенант Александр Мамкин так и не получил: несмотря на представление к званию Героя СССР посмертно, награду ему не присвоили. Зато он навсегда остался в памяти спасенных детей.