Жаркими были сражения лютой зимой под Сталинградом.
Боевые действия наших наземных частей активно поддерживала с воздуха бомбардировочная, штурмовая и истребительная авиация.
И там водили в бой свою эскадрилью Живолуп и Кострикин. Сквозь ураганный огонь зениток «Петляковы» прорывались к цели и наносили точные бомбовые удары по танкам и артиллерии, по войскам противника на поле боя и в его тылу.
В январские дни жестокого сражения у волжских берегов получили боевое крещение отважные летчицы полка пикирующих бомбардировщиков. Сформировала женский полк, а затем и командовала им Марина Михайловна Раскова — прославленная летчица, талантливый организатор и командир. Она подготовила своих подруг к боевой работе, но самой воевать не пришлось: при перелете на Сталинградский фронт она погибла вместе со своим экипажем.
И тогда вести эскадрильи женского полка в первые боевые вылеты было поручено Живолупу и Кострикину. Выбор командования не был случайным. Опыт предыдущих боев позволял старым боевым друзьям выполнить и это задание. К тому времени оба они уже были асами в воздушных боях и при нанесении бомбовых ударов. Быстрота тактического мышления Живолупа, его изобретательность в бою не раз удивляли даже бывалых летчиков. В считанные секунды он мог оценить воздушную обстановку и принять неожиданное, нередко оригинальное решение. Любимая поговорка командира была:
«Хитрость и сметка помогают бить врага метко».
Ее он не только любил повторять, но и доказывал ее правоту делом.
В середине апреля 1943 года над степными просторами Кубани развернулось грандиозное воздушное сражение, которое длилось около двух месяцев. Южное небо без устали бороздили истребители и бомбардировщики — с красными звездами и черной свастикой.
В самый разгар воздушной битвы на Кубань прилетел 224-й бомбардировочный авиационный полк, командиром которого совсем недавно был назначен майор Живолуп, а штурманом — капитан Кострикин. В первом боевом вылете в небе Кубани полк нанес удар по главному узлу укрепления врага в районе станицы Крымской, где были уничтожены два дзота и другие оборонительные сооружения, а несколько бомб взорвались на позициях артиллерийских батарей. Однако командир полка остался недоволен вылетом. После возвращения на аэродром он приказал начальнику штаба С. В. Гуменюку собрать летный состав.
Майор Живолуп анализировал просчеты боя, с трудом скрывая гнев.
— Некоторые летчики совершенно не держатся в строю, то и дело отстают, беспричинно по сторонам шарахаются. Разве так можно воевать? Все, конечно, видели, сколько фашистов роилось вокруг нас. Прорвись пара-другая, и не досчитались бы мы сегодня кое-кого. К счастью, «яки» надежно прикрывали, но ведь так не всегда бывает. А в бою с «мессершмиттами» сомкнутый строй и дружный огонь — наша сила и непобедимость. Ведь не даром же говорится: согласному стаду и волк не страшен...
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!