Тринадцатое мытарство - злопамятства. Здесь без всякой милости истязуются те, кто в себе носил злобу на ближнего.
Как видим, для спасения недостаточно только избавиться от проявлений гнева, но нужно с корнем вырвать из своего сердца всякую злость на наших оскорбителей.
Эта задача может показаться непосильной, но для Бога нет ничего невозможного. Если постоянно каяться и просить помощи Божией в исправлении, то со временем мы приобретем милостивое сердце.
Святые по благодати достигали такой благости, что не видели ни в ком злого умысла, а всех считали добрыми и праведными.
В святоотеческом учении благость считается матерью чистоты. Кроме того, надо помнить, что злоба злобу не уничтожает, а только усиливает.
Однажды Преподобный Макарий шел с послушником в соседний монастырь на праздник. Ученик ушел вперед, и ему попался по дороге языческий жрец, который нес бревно на свои нужды.
Ученик, увидев жреца, спросил: "Куда спешишь, демон?"
Жрец положил бревно и избил монаха до полусмерти. Потом взял бревно и пошел дальше.
Встречается ему Преподобный Макарий. Он сказал ему приветствие и доброе слово: "Мир тебе, труженик".
Удивился жрец, остановился и спросил: "Что хорошего ты нашел во мне?"
Макарий сказал: "Ты трудишься, поэтому я желаю тебе успеха."
Тогда жрец рассказал Преподобному, что ему встретился по дороге монах, который его рассердил, и он побил его. Но слова Преподобного Макария так его поразили, что он захотел пойти с ним и стать его учеником.
Они вместе пошли дальше, подобрали по дороге раненого монаха и все вместе пошли в монастырь. Этот жрец стал монахом.
Так вот доброе слово делает добрым и злого человека, а злое слово и доброго человека может сделать злым.
От нас зависит, какое слово сказать. Будем просить у Бога мудрости, чтобы наши слова были согласны с волей Божией.
Нужно исповедовать наши грехи, не откладывая на потом, ведь грех, как и болезнь, лучше лечить в начале.