Найти тему
HelpCase

О чем подумать заранее и чему научить ребенка, чтобы он не потерялся

Фото: Ollyy / Shutterstock.com
Фото: Ollyy / Shutterstock.com

ШАГ 1 Подумайте о том, что предпринять и чему научить ребенка, чтобы он не потерялся

О том, как должен действовать ребенок, если потеряется, необходимо говорить с ним как можно раньше. Уже в 2-3 года малыш способен усвоить информацию, например, выучить свой адрес, имя и фамилию. А значит, именно в этом возрасте стоит приступать к выработке алгоритма правильных действий в подобной ситуации. Но начать проработку вопроса вы должны, конечно, с себя.

Для начала выработайте у себя полезные привычки:

1. В толпе и в любых общественных местах держите ребенка за руку перед собой.

2. Надевайте на ребенка вещи ярких расцветок. Так вам будет проще заметить его в толпе.

3. Всегда держите ребенка в поле зрения, даже когда совершаете покупки и увлечены выбором той или иной вещи.

4. На мероприятиях, в торгово-развлекательных центрах, в магазинах и в любых других общественных местах заранее договаривайтесь с ребенком о месте встречи, если он вас потеряет.

Изготовьте визитки с вашими данными – адресом, ФИО ребенка и его родителей, номерами телефонов. В случае наличия у вашего ребенка тех или иных медицинских противопоказаний стоит указать и эти сведения.

Кладите визитку ребенку во внутренний карман каждый раз, когда куда-то идете.

Визитки можно изготовить:

1. Самостоятельно. Просто распечатайте текст на обычной бумаге для принтера, а потом наклейте на картон, чтобы увеличить плотность визитки.

2. Заказать в типографии. В этом случае они будут более плотными и, соответственно, долговечными. Стоимость визитки зависит от плотности бумаги и тиража. Средняя цена составляет 200 рублей за 50 штук в черно-белом исполнении.

Сформируйте список полезных контактов в вашем мобильном телефоне или записной книжке.

В него стоит включить:

номера телефонов учителей, воспитателей, тренеров (если ребенок посещает какую-нибудь секцию);

контакты друзей и родителей друзей вашего ребенка;

номера телефонов организаций, специализирующихся на поиске пропавших детей в вашем регионе (найдите их список в Интернете). 

Если вы с ребенком любите проводить время на природе, купите свистки (от 50 руб.). С их помощью гораздо проще и эффективнее подавать сигналы потерявшемуся в лесу, а также звать на помощь. Кроме того, пригодится небольшой детский рюкзак (от 300 руб.), куда можно положить бутылочку воды, шоколадный батончик и, на всякий случай, минимальную аптечку – лейкопластырь и бинт. Лекарства в рюкзак ребенку лучше не класть: он вряд ли сможет принять их правильно, тем более в стрессовой ситуации.

ШАГ 2 Выучите с ребенком домашний адрес, ФИО и номер телефона родителей

В первую очередь вы с ребенком должны выучить контактные данные – адрес, ФИО мамы и папы и мобильный телефон хотя бы одного из родителей. Этим стоит заняться сразу же, как только малыш научится более или менее внятно говорить (года в 2-3).

Дело это бывает весьма непростым, поскольку ребенку подчас сложно усвоить наизусть столько информации, причем совершенно конкретной. Как помочь ему? Самое главное – не учите все и сразу. Подходите к решению задачи поэтапно.

Начните с адреса:

1. Ищите ассоциации. Часто у улиц «говорящие» названия – Заозерная, Лесная, Автомобильная и т. д. «На нашей улице много автомобилей, она Автомобильная», «Наша улица Лесная, и тут живет мой маленький зайчик» и т. д.

2. Если улица носит имя какого-нибудь человека, расскажите про него ребенку: кто был этот человек, чем он знаменит, почему в его честь названа улица.

3. Если ребенок уже знает цифры, обращайте внимание на табличку с номером дома каждый раз, когда куда-нибудь идете.

4. Ищите ассоциации со сказками или мультфильмами, если номер дома перекликается с ними. Например, №3 – сказка «Три поросенка», мультфильм «Три кота»; №101 – «101 далматинец»; №7 – «Сказка про семерых козлят». Для запоминания номера квартиры этот метод тоже работает.

5. Пусть в лифте кнопку этажа всегда нажимает ребенок – так он обязательно запомнит, на каком этаже живет.

Гораздо сложнее выучить номер телефона. Помимо обычного заучивания используйте следующие приемы:

1. Если ребенок уже умеет писать, пусть многократно прописывает номер – так вы задействуете моторную память.

2. Называйте цифры в номере по очереди (вы – первую, ребенок – вторую и так далее).

3. Поиграйте в «Снежный ком»:

А. Приобретите магнитную доску с цифрами (от 500 руб.) или вырежьте цифры из картона.

Б. Выложите весь номер целиком на магнитной или обычной дощечке.

В. Медленно и четко проговорите номер несколько раз.

Г. Сотрите последнюю цифру и предложите ребенку проговорить номер, восполнив пробел.

Д. Если ребенок справился, сотрите две цифры, потом три и так далее.

Играйте в эту игру регулярно, до тех пор, пока ребенок не сможет в любой момент правильно назвать номер телефона.

4. Еще один действенный способ – это зарифмовать номер телефона и выучить с ребенком получившийся стишок.

Например:

906 – давай-ка быстро есть;

175 – потом можно поиграть;

67 – по машинке всем;

95 – будем наперегонки гонять.

Тренируйтесь набирать номер на мобильном телефоне. Лучше сначала попрактиковаться на кнопочных моделях. Но поскольку у всех взрослых сейчас сенсорные гаджеты, вы можете купить ребенку игрушечный кнопочный телефон. Его стоимость совсем невысокая – 100-200 рублей. Повторение одних и тех же движений очень помогает в запоминании.

Другой вариант – напишите на маленьких листочках бумаги цифры из вашего номера и наклейте их на кубики. Выстраивайте правильную линию вместе с ребенком. Также можно использовать уже готовые кубики с цифрами (от 150 руб.).

Имя и фамилию мамы и папы учите наизусть, многократно повторяйте. Кроме того, можно периодически играть в сюжетно-ролевые игры и присваивать игрушкам-героям фамилию и имя родителей.

Когда вся информация будет усвоена, не забывайте ее регулярно повторять – с помощью все тех же кубиков, «Снежного кома», различных игр. Кроме того, это можно делать дома за завтраком, по дороге в детский сад или на секцию и, конечно, перед сном. Сочините какой-нибудь забавный вечерний ритуал – пусть малыш рассказывает своим любимым игрушкам, где и с кем он живет. Иногда спрашивайте номер дома или телефона мамы неожиданно (например, пока стоите в очереди в магазине). Оцените, насколько быстро реагирует ребенок: отвечает автоматически или долго думает.

ШАГ 3 Объясняйте, как ребенок должен вести себя, если он потерялся

Рассказывайте ребенку, как он должен вести себя, если потеряется. При этом старайтесь каждый пункт рассматривать максимально подробно, объясняя, почему надо вести себя именно так и никак иначе.

Вот некоторые правила, которые стоит взять на вооружение:

1. Ребенок обнаружил, что вас нет рядом. Для начала он должен остановиться, осмотреться и громко вас позвать.

2. Если вы не откликаетесь, не надо паниковать и пускаться на самостоятельные поиски. Лучше оставаться на месте.

3. Можно обратиться за помощью к взрослым. Составьте с ребенком список людей, к которым при сложившихся обстоятельствах ребенок может смело подойти: продавцы в магазине, кассиры в банке, полицейские, охранники в торговом центре. Обращайте внимание ребенка на представителей данных профессий всегда и везде, чтобы он точно мог отличить продавца и охранника от обычного прохожего.

4. Объясните, что ни в коем случае нельзя куда-то уходить с посторонними людьми. Если ребенка пытаются увести силой, он должен громко кричать, привлекать внимание, повторяя: «Ты чужой. Я с тобой не пойду. Это не мой папа (не моя мама)!»

5. «Правило одной остановки». Работает, если ребенок уехал на общественном транспорте, а вы остались на остановке, или наоборот – вы уехали, а он остался. В первом случае ему следует сойти с автобуса на следующей же станции и дожидаться вас, во втором – оставаться на месте и тоже вас ждать.

С наступлением лета многие семьи отправляются на прогулки в лес. Объясните ребенку, как вести себя, если он потерялся в лесу.

Скажите, что нельзя:

есть грибы и ягоды;

подходить к водоемам;

приближаться к животным, даже самым милым и маленьким;

спать (дети спят очень крепко и могут не услышать, как их зовут).

Надо:

оставаться на месте;

звать на помощь;

свистеть в свисток.

Такие беседы должны быть регулярными, чтобы ребенок четко запомнил все правила.

ШАГ 4 Приступаем к практике: используйте игры для закрепления информации

Теория – это, конечно, важно и полезно. Но в критической ситуации ребенок скорее вспомнит то, в чем он принимал активное участие, а не ваши слова. Поэтому необходимо все правила, о которых вы многократно говорите, закреплять на практике в форме игры.

Играйте в сюжетно-ролевые игры. Сюжеты могут быть самыми разными.

Например, такими:

ребенок потерялся в магазине, вы – продавец или охранник, к которому он обращается за помощью;

ребенок потерялся в магазине, вы – преступник, который хочет его куда-то заманить;

вы в роли ребенка, а ребенок – преступник, который пытается вас куда-то заманить;

вы ребенок и потерялись в магазине, ребенок – папа, который вас ищет;

вы уехали на автобусе, а ребенок остался на остановке.

После игры обязательно проговаривайте ситуацию, разбирайте, что малыш сделал правильно, а где должен был поступить по-другому. Если «ошибок» много, после разбора переиграйте сюжет.

Уделите внимание психологическим аспектам. Доказано, что потерявшиеся дети очень боятся, что их отругают, когда найдут. Вы должны донести до ребенка, что найти его – повод только для радости и счастья, а не нравоучений. Можно использовать такую игру: пусть малыш спрячет какую-то игрушку, а вы будете ее искать.

При этом вы должны:

поискать игрушку-потеряшку какое-то время (не находите пропажу сразу, даже если ее месторасположение для вас очевидно);

демонстрировать, насколько вам грустно, что вы не можете найти спрятанного мишку;

когда потеря найдется, излучать счастье, обнимать мишутку и говорить, какой он хороший и как вы рады, что он снова с вами.

Поиграйте в театр. Ваша постановка, естественно, история о том, как кто-то заблудился или потерялся на улице или в большом магазине. Продумайте с ребенком сюжет, подберите героев из числа игрушек, распределите роли. Порепетируйте. Пригласите зрителей – папу, бабушку, брата, сестру или друзей малыша. Покажите ваш спектакль. В дальнейшем это может стать хорошей традицией – показывать такие семейные спектакли, например, раз в неделю. В этом случае можно приобрести специальные наборы для театра – пальчикового (цена от 500 руб.) или кукольного (от 2 500 руб.). Кстати, подобные занятия весьма полезны. Они помогают в развитии разговорной речи, воображения, творческих способностей ребенка. Так что вы совместите приятное с полезным!

Дайте ребенку возможность поразмышлять. Устройте викторину на тему: «Я потерялся».

Сначала вы будете задавать ему вопросы:

К кому я обращусь, если потеряюсь в магазине?

Как я должен себя вести, если меня пытается увести чужой человек?

Могу ли я кричать в общественном месте, если потерялся? Почему?

Если я остался на остановке автобуса/трамвая/троллейбуса, а мама уехала, что я должен делать?

Я должен отправиться на поиски мамы или ждать, когда мама меня найдет?

Затем ребенок может задавать вопросы вам. Вы не должны отвечать все время правильно. Ошибайтесь и дайте ребенку возможность вас поправить. За каждый ответ можно начислять баллы. И тогда в конце вы узнаете, кто победил, и вместе порадуетесь за чемпиона.

Выезжая на дачу, на природу, в лес, потренируйтесь с ребенком… кричать! Многие дети боятся или стесняются быть громкими на людях. А ведь в случае, когда малыш потеряется, он в первую очередь должен громко звать вас. Кричите вместе и как можно громче! Однако объясните, что это – экстренная мера. Кричать просто так нельзя. Расскажите ребенку притчу про мальчика-пастуха и волков.

ШАГ 5 Показывайте ребенку обучающие мультфильмы и читайте полезные книги

От просмотра увлекательного мультика не откажется ни один ребенок. Используйте это пристрастие любимого чада, чтобы научить его, как не потеряться и правильно действовать, если этого не удалось избежать.

Посмотреть можно следующие мультфильмы:

1. «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Обязательно посмотрите с ребенком серии «Адрес», «Лес», «Незнакомец на улице», «Посторонний».

2. «Школа безопасности профессора Почемушкина», серия «Что делать, если ты потерялся в городе?».

3. «Лунтик», серия «Заблудились».

Все эти мультфильмы легко найти в Интернете и посмотреть бесплатно, например, на YouTube.

Смотреть такие мультфильмы лучше вместе. Это даст вам возможность:

обсудить с ребенком увиденное, проговорить ситуацию, случившуюся с героями, разобрать, что они делали неправильно и почему попали в непростую ситуацию;

ответить на вопросы ребенка, если они возникнут во время просмотра;

после мультфильма разыграть ситуацию с использованием кукол или мягких игрушек;

взять за основу вашей «театральной постановки» сюжет просмотренного мультика.

Помимо мультфильмов стоит использовать и литературу. Например, подойдет книга Л. Петрановской «Что делать, если…» (от 300 руб.), в которой известный детский психолог в увлекательной и доступной форме рассказывает ребенку, как он должен себя вести в сложной ситуации. Книга снабжена красочными иллюстрациями, поэтому наверняка заинтересует ребенка.

Также стоит читать детям художественные произведения по данной теме. Можно взять такие:

1. В сборнике А. Усачева «Умная собачка Соня» (от 350 руб.) есть рассказ «Как Соня потеряла все на свете» (о том, почему стоит знать свой адрес и контактные данные).

2. «Мышонок заблудился», Н. Павлова (от 130 руб.).

3. «Как гусенок потерялся», Г. Остер (от 35 руб.).

4. «Лисенок заблудился», М. Илышева (от 50 руб.).

5. Для самых маленьких (2+) и их родителей хорошим подспорьем станет книга «Зайка потерялся» Сергея Савушкина (от 80 руб.). В этой книге родителям даны подсказки (обозначены более мелким шрифтом по ходу повествования) – на что обратить внимание малыша при чтении, как закрепить почерпнутую из книги информацию и другое.

После прочтения с книгой можно поработать точно так же, как с мультфильмом. Задать вопросы ребенку, обсудить историю, проиграть ситуацию. Кроме того, стоит вместе порассуждать, а как бы поступил ребенок, оказавшись на месте героев, и как ему следовало бы поступить, почему герои попали в беду и что они делали неправильно.

Занятия по правилам поведения вы должны проводить регулярно. Даже если видите, что ребенок прекрасно усвоил информацию, отлично выучил адрес и номер телефона, обязательно возвращайтесь к материалу снова и снова. Через неделю, 10 дней или месяц пройдите все по-новому. С большой долей вероятности эти знания вам не пригодятся. Но если и придется их применить на практике, вы и ваш ребенок будете к этому готовы.