Их юные годы были наполнены такими испытаниями, что сегодня в это трудно поверить
Их было 25 тысяч — сынов полков, юных подпольщиков, партизанских связных, неуловимых разведчиков. В те трудные для Отечества годы дети рано взрослели, сердца их ожесточались в ненависти к врагу, руки тянулись к оружию. И они совершали подвиги под стать взрослым.
В музее истории УМВД России по Курганской области достойное место занимает раздел, посвящённый Великой Отечественной войне. Здесь много героев, на груди которых красуются награды различного достоинства за ратные подвиги.
Один из них — Олег Петрович Каманский, получивший медаль «За боевые заслуги» всего в 12 лет.
О его необыкновенной судьбе рассказал советник начальника областной полиции по работе с ветеранскими организациями органов внутренних дел региона, полковник милиции в отставке Юрий Гаврилов:
— Олег Каманский родился в русском Крыму, в селе Васильевка. В 1941 году, когда ему шел только 12-й год, детство для таких же, как он, босоногих пацанов, загорелых до черноты, оборвалось. С запада надвигалась война. Поредели крымские села и города — мужчины ушли на фронт, кто-то сумел эвакуировать свои семьи за Урал. Все чаще и чаще в небе шли воздушные бои, через село Васильевка пролетали уже чужие, со свастикой самолеты, чтобы бомбить наши города и села. Нередко в небе повисали парашютисты — это фашистские диверсанты засылались в тыл, где они подрывали склады с продовольствием и боеприпасами, поджигали посевы пшеницы, ячменя. Дети, как и взрослые, по ночам охраняли поля, патрулировали по деревенским улицам, охраняли заправочные станции, трактора и комбайны. Они еще надеялись, что фашистов остановят. Отчаянно сражались советские войска за каждую пядь родной земли, но враг продвигался все дальше и дальше на восток. Вот уже на полуостров ворвались дивизии Манштейна. Начались аресты, расстрелы, голод. Ждать, пока кто-то принесет тебе свободу? Нет! В общей сложности в 1941‑1944 годы на Крымском полуострове действовали 62 партизанских отряда, 220 подпольных групп и организаций.
— Как юный Олег стал партизаном, ведь одного его желания, думаю, было мало. Какие обстоятельства повлияли на его решение?
— Дело в том, что отца Олега, Петра Васильевича, райком партии назначил политруком истребительного партизанского отряда, который спешно был сформирован из жителей крымских сел. Приехав домой, отец собрал семейный совет и решительно объявил свой нелегкий, критический выбор: «Вы с матерью тоже будете со мной в партизанском отряде». Не щи да кашу варить определил Петр жену. Люди того времени редко требовали от других жертв, не жертвуя сами. И Пётр Каманский сделал жену и сына — самых дорогих ему на свете людей! — разведчиками. Так в 12 лет Олег стал партизаном.
— Разведку справедливо называют глазами и ушами любых воинских соединений, основным средством получения достоверной информации.
— Так оно и было. Мать и сын бродили под видом нищих по каменистым крымским дорогам, а сами собирали сведения о передвижении немецких частей в сторону фронта, которые потом передавали подразделениям Красной Армии, с которыми у партизан была налажена хорошая связь. Разве могли вызвать подозрение у врагов женщина в старенькой линялой кофте да парнишка с выгоревшими на солнце волосами. Но зорким мальчишеским взглядом Олег отмечал всю проходящую мимо вражескую технику, подразделения солдат. А порой они просто беседовали с людьми, поддерживали их морально и вселяли уверенность в нашу скорейшую Победу. Это тоже многого стоило.
— Известно, что одними из главных противников партизан были полицаи, бывшие наши граждане…
— Каждый день Олег с матерью подвергали себя невероятному риску, так как многие жители знали их в лицо. Мать Олега, Алевтина Яковлевна, работала учителем в школе, и через ее руки прошло не одно поколение подростков. Обстановка еще более обострилась, когда за голову отца, Петра Васильевича, фашисты объявили вознаграждение в сумме 30 тысяч марок. Везде рыскали немецкие и полицейские ищейки, которые искали партизан-ский отряд и всех, кто его поддерживал. Но, несмотря на это, Олег с матерью вновь и вновь выходили на задание. Отряду и Красной Армии нужны были сведения о передвижении немецких войск и расположении их складов и огневых точек. Трудно представить, что мать могла решиться на такой риск, подвергая своего ребенка каждодневной опасности. Это могла сделать только женщина, которая горячо любила свой народ, свою истерзанную фашистами Родину и, конечно, родного сына. Она знала, что каждый советский человек должен внести свой вклад в Победу. А дыхание ее уже начало чувствоваться и в Крыму, когда, теснимые советскими войсками, фашисты засуетились, стали более нервозными, все чаще и чаще прибегали к крайним мерам.
— Судя по всему, его ждала та же участь?
— Думаю, да. Но судьба распорядилась по-иному. Однажды, когда Олег стоял в группе людей, подготовленных к уничтожению, во двор завели партию крымчан, задержанных при облаве. Когда колонны сблизились, кто-то сзади подтолкнул его в спину и сказал: «Давай, парень, двигай, в ту колонну, может, повезет, останешься живой». Олег незаметно проскользнул в середину толпы вновь прибывших горожан. Вскоре их начали сортировать: кого в Германию, кого на укрепработы. Немец, взглянув на исхудавшего и оборванного парня, покачав головой, показал пальцем в сторону входных ворот. Однако даже этот путь, длиною в несколько десятков шагов, Олег пройти не смог. Буквально на подходе к долгожданной свободе он потерял сознание. Очнулся в тюремном госпитале. Здоровье постепенно восстанавливалось. Молодой организм справился и с этим испытанием. В числе других заключенных Олега стали возить на оборонительные работы под Керчь. По дороге в Белогорск Олегу удалось обмануть полицаев и бежать. Скрывался где придется, добрые люди помогли добраться до партизанского отряда. Там он последний раз встретился с отцом, рассказал о трагической гибели матери. Что пережил в это время Петр Каманский — не знает никто.
— В 14 лет Олегу удалось обмануть смерть, выдержать нечеловеческие испытания…
— Но невзгоды для него на этом не кончились, война продолжалась. 12 мая 1944 года войска 2‑го Украинского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом освободили Крым. В этих боях за родной край отчаянно сражался и партизанский отряд. В одном из жестоких боев с врагами пал смертью храбрых Пётр Васильевич.
Центральную улицу села Васильевка назвали именем Алевтины Яковлевны Каманской. Благодарные жители не забыли свою учительницу, её смелость и мужество, проявленные в годы оккупации Крыма фашистами.
— Сироте предстояло начать новую, самостоятельную жизнь?
— Олег, конечно, рвался на фронт. Но его поберегли, учитывая юный возраст. Награждённый в двенадцать лет медалью «За боевые заслуги», юный партизан не сгинул в безвестности. Государство помогло ему окончить железнодорожное училище в городе Симферополе, и в 1948 году он был направлен в Донбасс работать помощником машиниста. Когда пришло время — служил в Советской Армии, а в 1963 году райком партии уральского города Челябинска направил его на работу в транспортную милицию. Окончив заочно юридический институт, Олег Петрович Каманский более пяти лет возглавлял линейный отдел милиции станции Курган. За годы службы был награжден золотым знаком «Отличник милиции», грамотами МВД и другими ведомственными наградами, а отдел, которым он руководил, был признан одним из лучших на железнодорожном транспорте.
— А вы лично знали Олега Петровича?
— Конечно. Он внес большую лепту при создании нашего музея тогда ещё зауральской милиции, охотно встречался с молодыми сотрудниками, передавая им свой огромный человеческий и профессиональный опыт.
У Олега Петровича была не рядовая внешность: высок ростом, кряжистый, с лицом, словно высеченным из гранита. Его располагающий взгляд серых глаз и приятный, с чуть украинским акцентом говорок невольно выделяли его из окружающих людей.
За годы службы сумел создать крепкий, работоспособный коллектив, готовый выполнять все поставленные задачи только на «отлично». Не жалея себя, Олег Петрович все силы отдавал работе. С раннего утра и до позднего вечера не гас свет в его кабинете: старался помочь любому, обратившемуся к нему, сам стремился «объять необъятное» — был в курсе любого дела, которым доводилось заниматься его подчиненным. Несмотря на сложность и специфику работы на транспорте, когда преступники после совершенного преступления могли уехать за сотни километров, начальник милиции сумел так подготовить и настроить личный состав отдела, что почти все преступления раскрывались по «горячим следам».
В День Победы он, как и многие фронтовики, надевал свой праздничный мундир со всеми наградами и долго вспоминал весь жизненный путь, знакомые и родные лица, которые не дали ему погибнуть, споткнуться и потеряться в этом жизненном водовороте.
Огромная нагрузка да старые раны от фашистских пыток подорвали здоровье Олега Петровича. В 1976 году он был вынужден уйти на пенсию, а в 1994 году его не стало…
Всю свою сознательную жизнь Олег Петрович Каманский боролся за счастье и благополучие людей, за справедливость и торжество порядка в родном доме.
Фото Олега Каманского из архива музея областной полиции