Предания об опасных тварях,питающихся человеческой кровью появились очень давно. Эти персонажи гораздо старше многих мифов и религиозных текстов и встречаются практически у всех народов мира.
В культуре Месопотамии существовали поверья о так называемых акшарах - демонах в женском обличии, которые охотились по ночам на детей и женщин и выпивали их кровь.
Имя одной из них - Лилиту - дошло до наших дней. Оно немного изменилось и превратилось в Лилит, благодаря иудейской мифологии и которая по легенде была первой женой Адама. В Вавилонской и Аккадской цивилизациях были распространены легенды о демонах - кровопийцах Лил, индийский же фольклор сохранил сказания о Виталах -духах, которые не только питались кровью, но и могли вселяться в трупы и заставлять их двигаться.
Чертами вампира обладала и Древнеегипетская богиня Сомхет, в греческих мифах упоминались божества Ламия и Эмпуза.
Но если в древних мифах предшественники вампиров представали в самых разных обличиях и были скорее беспощадными чудовищами, то в культуре Западной Европы их образ усложнился и даже приобрел романтические черты.
В современном представлении вампиры появились в фольклоре Восточно-Европейских славян в первом тысячелетии н.э., их называли упырями или вурдалаками, но они в отличие от древних сказаний были все же похожи на людей и изначально имели человеческую природу.
В вампиров превращались жертвы магических чар и порчи, самоубийцы, а так же те, кто был похоронен без соблюдения обрядов. И славяне верили, что души таких людей, не попавших в загробный мир, выпивая чужую кровь, стремятся вернуться к жизни.
Бороться с ними можно было при помощи огня или деревянных кольев, которые забивали в сердце, а с распространением христианства верным способом отпугнуть вампиров стало крестное знамение, распятие или четки.
Страх перед кровососущими мертвецами привел к появлению огромного арсенала средств борьбы с ними. Считалось, что эти существа не выносят яркого света, прикосновения серебра или священных символов.
Легенды о вампирах были широко распространены среди крестьян и землевладельцев, которые придумали еще один необычный метод защиты от потусторонних существ - люди верили, что потенциальных кровососов следует хоронить вверх ногами и обязательно перерезать им сухожилия под коленями.
Кроме того, на могильном холме всегда рассыпали маковые зерна или семена злаков -крестьяне были убеждены, что те, кто придет поживиться на кладбище или восстанет из мертвых, будет увлеченно подсчитывать семена вплоть до восхода солнца и первые лучи дневного света обратят их в прах.
В 18-19 столетиях эти суеверия вместе с переселенцами пересекли океан, и в Новом свете прижились древние легенды и поверья. В Америке родственники усопших, опасаясь за их судьбы, разрывали могилы и вынимали у трупов сердца. Записи об этих случаях сохранились в бумагах английского писателя Брэма Стокера, которые он использовал при создании своего романа "Дракула". Там же, в Америке, поселила своих персонажей писательница Энн Райс, автор цикла романов "Вампирские хроники". По одному из них был снят фильм "Интервью с вампиром", ставшим культовым
Художественная литература эпохи романтизма сделала образ этих существ утонченным, привлекательным, и даже волшебным. В современных мифах вампиры способны летать, менять форму, принимать облик волков, летучих мышей, а высшие вампиры могут растворяться в воздухе или превращаться в туман. Европейские легенды часто указывают на то, что вампиры не отбрасывают тени и не имеют отражения. Эта черта связана с религиозными представлениями о том, что у них нет души.
Кроме этого было распространено мнение, что вампир не способен войти в дом без приглашения, и этот мотив связан с крестьянскими сюжетами о том, что дьявольские силы не могут переступить порог церкви или другого священного места.
Сказания о вампирах были особо распространены в Румынии. Жители этой страны называли кровопийц стрегоями и верили, что стать ими могут дети, появившиеся на свет раньше срока, которым уготовлена судьба стать злыми колдунами, а после смерти пить кровь людей. Поворотным моментом в истории суеверий о вампирах стал 15-ый век - в это время в одной из областей Румынии, Валахии - правил жестокий князь Влад Цепеш, оставшийся на страницах хроник как Влад Дракула. По преданию он был неоправданно суров к своим подданным, и свое первое прозвище Цепеш (колосажатель) он получил по названию одной из своих излюбленных пыток. Некоторые источники утверждают, что Дракула за время своего правления уничтожил около 100 тысяч человек. Естественно такая кровожадность не могла не отразиться в крестьянском фольклоре, люди охотно приписывали князю повадки вампира и сочиняли истории о его связи с дьяволом.
Брэм Стокер поселил своего героя в замок, находившийся в одной из областей Румынии, Трансильвании, и с того момента это место стало родиной многочисленных легенд о кровавых деяниях вампиров и их предводителя. К тому же мрачные пейзажи Восточной Европы весьма способствовали появлению особенных страхов и суеверий. Например, в 18-ом веке, в Сербии началась настоящая паника, получившая название "вампирское безумие" и благодаря ей в истории остались имена Петро Благоевича и Арнольда Пауле.
Первый умер в 62 года, однако по утверждениям очевидцев не раз возвращался после смерти и просил у сына еды. Сын отказал и был найден мертвым на следующий день, а вскоре Благоевич вернулся и напал на соседей, которые умерли от потери крови.
Другой эпизод сохранил имя бывшего солдата Арнольда Пауле, который стал фермером и во время сенокоса был укушен вампиром. Пауле скончался в муках, а после похорон появились слухи что крестьянин вернулся и стал охотиться на людей. Начались волнения, охватившие сразу несколько областей. На расследование этого дела были приглашены видные ученые того времени, все они категорически отрицали возможность существования вампиров. Но тем не менее люди продолжали раскапывать могилы и всаживать в мертвецов колья.
Существовали предания о вампирах и у наших предков. В славянских сказках встречались упоминания об упырях, оживших мертвецах, охотившихся за человеческой кровью. С распространением христианства некоторые из этих легенд были использованы в сочинении "Слово святого Григория", в котором утверждалось, что язычники приносили вампирам специальные жертвы. В народе же суеверия об упырях породили традицию прибивать гвоздями одежду или тело усопшего к гробу, что бы помешать ему встать из могилы. А некоторые хоронили потенциальных вампиров с острыми косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут выбираться из земли.
На литературу и кинематограф оказала же влияние романтическая интерпретация образа вампира. В начале 20-го века мистические кровопийцы появились на страницах романов, из бездушных мертвецов они превратились в утонченных натур и обаятельных аристократов. Самым красочным описанием вампира стал роман Стокера "Дракула" -писатель собрал воедино все существовавшие поверья и дал своему герою имя реально существовавшего человека,Влада Цепеша. И хотя сюжет был выдумкой автора, читатели стали приписывать румынскому князю деяния литературного Дракулы.
Этот роман был неоднократно экранизирован, одной из его первых версий стал фильм, прославивший актера Белу Лугоши. Одна из самых известных кинолент о коварном аристократе - вампире появилась в 1992 году. Режиссером этого фильма был Френсис Форд Коппола, добавивший в него романтическую историю любви Дракулы (в исполнении актера Гэри Олдмана) к главной героине Мине Харкер (в исполнении Вайноны Райдер).
После экранизации "Дракулы" окончательно сложился образ вампира - он всегда изображался с клыками, обладал сверхспособностями, мог превращаться в животных и зачастую представлялся богатым представителем аристократического рода.