Бывают достопримечательности огромные, а бывают совсем маленькие, но сравнимые славой с первыми. Вот, к примеру, маленькая, чуть больше полуметра статуя, известная всему миру.
Голый бронзовый мальчик, писающий в каменную чашу. Он находится в центре Брюсселя, на углу Банной и Дубовой улиц, постоянно привлекает большие толпы туристов и служит наиболее узнаваемым символом бельгийской столицы.
Что это за маленький хулиган и в честь чего вообще появился памятник-фонтан доподлинно не известно, хотя у гидов всегда найдется две-три легенды, кому какая нравится.
По первой легенде в памятнике запечатлены события Гримбергенской войны 1142 г. После смерти графа Готфрида II Лувенского властителем Нижней Лотарингии стал его малолетний сын, тоже Готфрид, только III, «герцог в колыбели». Местные феодалы пытались устроить вооруженный переворот. Защитники двухлетнего герцога вынесли плетеную люльку со своим господином и повесили на высокой ветви дерева, чтобы он воодушевлял их своим присутствием на поле боя. Маленький Готфрид будто бы сверху помочился на врагов и они в конце концов проиграли.
Вторая группа легенд рассказывает о мальчике-герое. То ли он заметил вражеских диверсантов, заложивших заряд под стены города и, попи́сав, затушил подожженный фитиль. То ли заметил начинающийся пожар и тем же способом спас королевский за́мок.
Ну и третья группа историй повествует о мальчике-пропаже. Будто бы гость Брюсселя, богатый торговец или знатная дама (в разных версиях легенды) потеряли в городе малолетнего сына. Все жители помогали искать мальчика и он нашелся в том виде, в котором изображен скульптурой: писая на улице. На радостях родитель в благодарность жителям города будто бы и соорудил памятный фонтанчик.
Говорят (опять-таки недостоверно), что статуя писающего мальчика была установлена то ли в середине XV, то ли вообще в XIV в. Даже если это правда, выглядел мальчик иначе. Скульптура в нынешнем виде появилась в 1619 г. Ее автор — придворный скульптор Жером (Иероним) Дюкенуа старший (Hiëronymus Duquesnoy), мастер маньеризма.
И статуя, конечно, не оригинал. На протяжении истории ее неоднократно похищали и каждый раз мальчик заменялся копией.
С давних времен существует традиция одевать мальчика в различные одежды. Несколько раз в неделю в соответствии с графиком, размещенным на ограде у фонтана, писающий мальчик примеряет новые костюмы. Их к настоящему времени насчитывается уже несколько сотен.
Ритуал смены костюма является красочной церемонией, часто сопровождаемой музыкой. Многие одежды писающего мальчика представлены национальными платьями различных стран.
По особым праздникам фонтанчик вместо водопровода подключают к бочке вина или пива.
Как один из главных символов Бельгии, Маннекен-пис многократно воспроизводим в различных сувенирах. В Брюсселе есть и писающая девочка (ищите в конце аллеи Верности), установленная для сохранения равенства полов, но равенства не получается: всем нужен только мальчик.