История первых советских военных автомобилей тесно переплелась со становлением всей отечественной автомобильной индустрии, которая с первых же лет существования поставляла во все виды Вооруженных сил Страны Советов практически всю свою простую и непритязательную продукцию – самые обычные легковые и грузовые автомобили, первые образцы автобусов, специальных машин и бронеавтомобилей.
Конечно, в те непростые времена все отечественные военные автомобили неизбежно являлись копиями иностранных машин или содержали в себе слишком много агрегатов зарубежного происхождения, так что говорить о полной независимости советской военной автотехники от потенциального противника было преждевременно. Руководители страны это понимали, и потому в первые же годы Советской власти началось поэтапное формирование собственной мощной и независимой от иностранных поставок автомобильной промышленности, реформирование вооруженных сил и насыщение их новой автомобильной техникой, а также создание научно-производственной базы для разработки более совершенных специальных военных машин и вездеходов.
По тем временам купить шины в Москве на эти автомобили не представлялось возможным.
Разработанные в 1920-е годы отечественные автомобили, в большинстве являвшиеся копиями случайных и не всегда лучших иностранных аналогов, не отличались высокими техническими и эксплуатационными качествами, зато были недорогими и довольно прочными. Во времена, когда отечественной автомобильной промышленности фактически не существовало, с точки зрения военных стратегов того времени, такая техника вполне годилась для использования в специфических условиях СССР, которые сводились к полному отсутствию хороших дорог, систем заправочных станций, технического обслуживания и ремонта, квалифицированных кадров или просто обученных людей, способных управлять таким сложным агрегатом, как автомобиль. О том, что реальные боевые действия происходят чаще всего вне дорог на практически любой местности, в те времени старались не вспоминать, так как о вездеходной технике тогда даже не помышляли. Несмотря на все трудности, именно в те времена были заложены конструктивные основы большинства видов специальных военных машин, а также начались активные разработки отечественной колесной бронетехники.
С переходом на мирные рельсы в РККА началась военная реформа, которая в соответствии с приказом Реввоенсовета от 3 ноября 1929 года привела к организации Управления моторизации и механизации Красной Армии (УММ РККА). Полное отсутствие в РККА мощных средств для буксировки артиллерийских систем разного калибра привело к началу работ по созданию автомобильных средств механической тяги, способных заменить тягловых лошадей. Их развитие стало одной из забот созданной в 1925 году по решению правительства специальной комиссии по механизации и тракторизации армии, ведавшей также разработкой самоходной артиллерии. В 1920-е годы прежние массивные и тихоходные зенитные установки, разработанные еще до революции, стали постепенно заменять на более легкие, маневренные и эффективные боевые системы на автомобильных шасси. В мае 1929 года Реввоенсовет утвердил систему артиллерийского вооружения на 1929— 1932 годы, где предусматривалось создание новых зенитных орудий, включая их установку на автомобильные шасси, а также внедрение специальных мобильных систем для дальнего обнаружения самолетов противника.
Формирование отдельных автотранспортных полков и первых в мире механизированных корпусов с вооружением на автомобильных шасси или на механической тяге относится к началу 1930-х годов. Созданию автомобильных средств для очистки местности от отравляющих веществ и для дегазации вооружения и военной техники способствовало основание в июле 1928 года Института химической обороны Красной Армии (НИХИ РККА) имени Осоавиахима.
В марте 1921 года в Москве был создан Научный автомобильный и моторный институт (НАМИ) — главный научно-исследовательский центр советского и российского автомобилестроения, образованный на базе Научной автомобильной лаборатории (НАЛ). В ее организации в 1918 году принимал участие видный советский ученый Е. А. Чудаков, в будущем академик, создатель трудов по теории автомобиля. В первое время НАМИ активно занимался исследованиями и испытаниями в области авиамоторов и аэросаней, а автомобильная и военная тематики пока занимали второстепенное место. Расширению этих работ способствовало предложение института от 19 февраля 1930 года по привлечению специалистов УММ РККА к совместному проведению научно-исследовательских и конструкторских работ.
Главной разработкой начального периода деятельности института стал первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 с оригинальной хребтовой рамой и задней независимой подвеской, который попытались приспособить к военной службе.
Мы стараемся для вас . Подпишись поставь Лайк. СПАСИБО!