Это короткая заметка о самом спорном синтоистском святилище Японии.
Храм Ясукуни (Ясукуни-дзиндзя, «храм мира в стране») был построен в 1869 году.
Существенное отличие этого святилища от сотен других синтоистских святилищ состоит в том, что в нём поклоняются не богам (ками), а душам воинов (ками-буси).
В 1874 году император Муцухито посетил Ясукуни, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, были приравнены к богам. Эта святыня является объектом многолетних политических споров Японии с Китаем и Кореей. Военно-мемориальный музей, расположенный при храме, трактует историю Второй Мировой войны (Войны за великую восточную Азию) совсем иначе. Япония выступает как жертва, а не агрессор. США представляется, как страна, вынудившая Японию вступить в войну. Факты о том, что Япония вступила в блок Оси и сама спровоцировала Манчжурийский инцидент, намеренно игнорируются.
Кроме того, в списках божеств присутствуют военные преступники, в числе которых Сиро Исии - основатель «конвейера смерти», отряда 731, военный министр Японии Хидэки Тодзио и другие. Картину дополняет тот факт, что эту святыню демонстративно посещали многие высшие чиновники современной Японии, среди которых бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми.
Все эти факты способствуют непростым международным отношениям между Японией и Китаем. Храм Ясукуни является весьма спорной святыней. Его история неразрывно связна с отрядами камикадзе.
В храмовом комплексе имеется отдельная аллея камикадзе, на которой установлены бюсты всех участвовавших в самоубийственных атаках солдат. В храме ежегодно проводится ритуал поклонения камикадзе, все желающие час стоят на коленях перед святилищами, где по легенде обитают души солдат.
Многие японские историки считают Ясукуни символом японского милитаризма.
В последующих статьях, я расскажу о военных преступлениях Японии во Второй мировой войне.