Увы, но ни для кого не будет секретом, что в последнее время качество высшего образования в России неуклонно снижается. Несмотря на это, повышается количество студентов, мотивированных на получение качественного профильного образования по специальности, либо овладение широкой базой знаний. Как не провести студенческие годы зря? Об этом сегодня и пойдёт речь.
Факультативные возможности крайне важны для студентов. Они не стеснены рамками рабочих программ дисциплин, студент волен изучать всё, что пожелает. Факультативы дают возможность изучить какую-либо тему более глубоко, чем позволяет то скромное количество часов, которое отпускается программой. Если некоторые важные моменты обучения отсутствуют по разным причинам, сторонние методы работы являются хорошим способом восполнить пробел в знаниях обучающегося.
1. Профессиональная практика.
Если студента в ходе обучения не устраивает «кабинетный» подход к его специальности, ему может прийти на помощь профессиональная практика, а также иная факультативная практическая деятельность. В ходе неё студент может ознакомиться с принципиально иной стороной его обучения, заработать деньги (если того позволяет практика), а также получить новые связи, необходимые для построения будущей карьеры.
2. Научные конференции
В процессе подготовки материала к конференции студент, прежде всего, осваивает материал именно по той теме, которая интересна ему, а не которая продиктована требованиями программы. В ходе написания материала к конференции совершенствуются навыки исследователя, оттачивается навык написания комплексных материалов, что в последствии станет необходимым для написания качественной выпускной квалификационной работы.
Участие в конференции может быть полезным как в качестве выступающего, так и в качестве гостя. Оба этих момента крайне важны. Первый даёт почву для совершенствования навыков ораторского искусства, умения чётко и ясно излагать свою мысль перед аудиторией. Второй же даёт осведомлённость о наиболее актуальных исследованиях по той или иной теме, а также может пробудить интерес к другим темам, затронутым на конференции.
Всё это в совокупности крайне важно для профессиональной подготовки студента, не говоря уже об освоении широкой научной базы для общего развития, а также сбора портфолио для поступления в магистратуру.
3. Факультативное общение с преподавателем
Любой сознательный преподаватель, видя заинтересованность студента, всегда поможет в поиске различной тематической информации, поделится информацией о наиболее трудных моментах, связанных с усвоением материала. Преподаватель также может посоветовать различную литературу, которая поможет в самообразовании.
4. Общественные образовательные услуги и сторонние курсы
Конечно же, данный пункт касается не только студентов. Но почему-то часто о нём забывают: зачастую нет времени, сил или мотивации. А зря: например, в Москве в ВДНХ функционирует лекторий, многие лекции которого свободны для посещения. Вдобавок, некоторые крупные библиотеки (например, РГБ) страны проводят свои собственные курсы лекций. Проводятся лекции и в некоторых музеях России (например, ГИМ).