Скоро нас не будет
Ну на мой век работы, конечно, хватит. А вообще ещё два–три десятка лет, и авиаперевозки будут выполнять дроны.
Как все устроено
Полеты распределяются отделом планирования. Сейчас это выполняется специальной программой, которая учитывает особенности индивидуального расписания учебу, отпуска и выходные пилотов.
В аэропорт мы должны прибыть примерно за полтора часа до вылета. Сначала медосмотр. Кстати, при плохом самочувствии мы обязаны отказаться от полёта. Затем – предполётная подготовка, в ходе которой мы изучаем маршрут и прочие данные, позволяющие сделать полёт безопасным и комфортным. К примеру, сейчас у нас есть возможность отследить зоны турбулентности на любых высотах и выстроить их так, чтобы избежать воздушных колдобин и ухабов.
В кабине всегда находятся два пилота. Первый пилот – он же капитан, дополнительная обязанность которого – принятие решений. Брать за них ответственность в каких-то серьезных или нестандартных ситуациях очень сложно.
Кто-то до самой пенсии летает вторым пилотом, и это нормально. Он может быть прекрасным летчиком, но действовать самостоятельно ему просто не дано.
Про безопасность
Мы не только перевозим пассажиров, но ещё и регулярно тренируемся, чтобы уверенно действовать в плохих метеусловиях, при отказе каких-то систем и прочих внештатных ситуациях.
В течение года каждый из нас проходит через 16 часов учебных тренировок на тренажерах.
Отрабатываются действия в каких-то аварийных ситуациях, а ещё выполняются упражнения по принятию решений на тот случай если один из пилотов потеряет сознание.
Правила для пилотов довольно строгие. Опять же – для повышения безопасности авиаперевозок.
Как только я сажусь в кресло, перевожу свой телефон в авиарежим. Во-первых, потому что на начальном этапе полёта пилота отвлекать нельзя. Во-вторых, если этого не сделать, он моментально разрядится, потому что будет искать сеть.
Еда у меня и второго пилота тоже разная. Мы можем заказывать то, что хочется, но блюда не должны совпадать. Опять же безопасности ради. А вот по энергетиеским напиткам ограничений нет.
В кабине спать нельзя. Если перелет длительный, то на борт ставится экипаж резерва для подмен во время отдыха.
Доступ пассажиров в кабину пилотов запрещен. Причем для всех. Что бы там не писали в интернете, к нам в кабину ни за какие коврижки не проникнет даже пассажир бизнес-класса.
В отдельных случаях, когда мы перевозим какую-то высокопоставленную персону, нас об этом предупреждают. В отдельных случаях я должен выйти из кабины и её поприветствовать. К примеру, это может быть министр транспорта или председатель Госдумы.
И вообще, в кабину пилота не может зайти даже коллега, если его не вписали в лётное задание. То же самое касается и членов семьи. С этим жестко после трагедии, произошедшей в результате того что сын капитана оказался в его кресле и отключил автопилот.
Помните историю про то как второй пилот воспользовался тем, что первый ненадолго отлучился и намеренно направил самолет в землю? Так вот, теперь если один из нас выходит, то его место должен занять один из бортпроводников.
Курить членам экипажа категорически запрещено. Здесь у пассажиров возможностей больше. Для тех, конечно, кто знает, что курить надо через дырочку в раковине – из неё высасывается воздух.
Про парашюты
Почему пассажирам не дают парашютов? Я этот вопрос слышал раз тысячу если не больше.
А смысл? Вот представьте, что ситуация надеть парашют и выйти за борт реально возникла. И что? За бортом минус пятьдесят или шестьдесят градусов, ветер 900 км/ч, а ещё и давление, дышать при котором, мягко говоря, проблематично. До земли долетит труп с переломанными костями и изорванными мягкими тканями.
Добавлю, что воспользоваться парашютом нельзя чисто теоретически. Как только взлетели, двери и люки блокируются. Но даже если этого и не делалось бы, из-за того что салон под давлением, дверь не открыть всё равно.
Да во внештатной ситуации до неё никто и не доберётся. При падении самолёта паника будет такая, что все передавят друг друга ещё в салоне.
Приметы
Лично я отношусь к самолету как к живому существу. Уж очень его поведение во время полета бывает близко к мистическому. Заходя в самолёт, я его глажу, а сев в кресло, разговариваю с ним.
Мы избегаем фотографироваться и надевать новую рубашку перед рейсом. А ещё до полёта и во время него нельзя пришивать пуговицы.
Деньги и прочие «пряники»
Если говорить о бонусах, то в каждой компании они свои. У нас, к примеру, я могу полететь туда, где у нас совершаются перелеты, всего за 10% от стоимости билета. Мили налёта тоже можно обменять на билеты.
Средняя норма налёта – 80 часов. За нее выплачивается порядка 300 000 руб. А вообще зарпоата зависит от налёта. 30 часов – 60 тыс. руб., 70 часов – 200 тыс. А вот за 81 час – уже 320 тыс.
При налете 6000-7000 часов можно уйти на пенсию, размер которой 12 500 руб.
Доволен ли я?
Профессия пилота в нашей семье династическая. Мой дед и отец тоже пилоты. Так что стать пилотом я мечтал ещё с детства. Для меня моя работа – романтика, отсутствие рутины, возможность видеть разные страны. Ну и, в конце концов, неплохая зарплата.