Мой ребенок – это мое самое честное зеркало. Это принимается не сразу, со временем. Только потом уже начинаешь все понимать и относиться к ситуации даже с некоторой благодарностью.
Я-ворчун. И это распространялось не только на друзей-знакомых. Это касалось в первую очередь моих детей. Вот так прочитаешь нотации, а потом думаешь «Для чего это было?». Мне пришлось срочно поменять тактику общения. Признаюсь, это было совсем непросто. Но я ведь взрослый человек, и, хоть и с большими усилиями, но мне удалось сменить недовольство желанием понять и помочь, осуждающий тон на спокойный и понимающий. Я поняла, что важно фокусироваться не на недостатках или исправлении, а на достоинствах и их поощрении.
Существуют фразы, которые можно взять на вооружение. О некоторых из них мы даже не задумываемся, однако любое слово – это важно, но особенно важно, чтобы ребенок его действительно услышал.
1. «Осторожней» - НЕТ, «О чем тебе следует помнить?» - ДА
Что такого в слове «осторожней»? Именно в нем нет ничего криминального. Суть заключается в том, что мы зачастую так много говорим, что дети просто перестают слышать нас. Вопрос о том, что важного следует знать заставит ребенка лишний раз подумать и дать ответ, а не просто отмахнуться.
2. «Замолчи» - НЕТ, «Пожалуйста, будь потише» - ДА
Если вы просите говорить ребенка потише, то пожалуйста, делайте это спокойным тоном. Так же тихо, как вам того самой/самому хочется. И помните, что у некоторых детей просто громкие голоса.
3. «Я сто раз уже сказала тебе сделать это»- НЕТ, «Сделаешь сам или тебе помочь?» - ДА
Вы ведь любите свободу действий? Ребенок в этом случае ничем от вас не отличается. Он тоже любит делать все сам и тем более любит, когда его считают для этого достаточно взрослым.
4. «Не делай этого!» - НЕТ, «Пожалуйста, сделай не так» - ДА
Разговаривая друг с другом, мы – взрослые, говорим о том, чего мы хотим. Форма негативной коммуникации плохо воспринимается, а ребенком – тем более.
5. «Прекрати ныть/реветь/орать» -НЕТ, «Остановись, вздохни, что тебе необходимо?» - ДА
Ребенку сложнее успокоиться. Он еще не умеет справляться со своими эмоциями так же хорошо, как это сделал бы взрослый. Только не читайте нотации, а сами сядьте рядом с ребенком, дождитесь его готовности к диалогу и спокойно поговорите. Здесь же важно помнить, что слезы – это нормально. И для мальчиков тоже.
Урок всего сказанного прост – разговаривайте с детьми так, как вы бы хотели, чтобы они с вами разговаривали.