Отрывки из четырёх выступлений, которые помогут подготовиться к светлому (или не очень) будущему после выпускного.
В подборку вошли яркие и запоминающиеся речи для выпускников, которые могут спровоцировать самые разные эмоции — от надежды и энтузиазма до стоического спокойствия или негодования.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СОЛНЦЕЗАЩИТНЫМИ КРЕМАМИ
Одна из самых известных речей для выпускников. Ошибочно приписывается Курту Воннегуту. Таких речей Воннегут не произносил, но это не мешает оценить юмор и вдохновляющую непосредственность этого текста.
Если бы я мог дать вам только один совет на будущее, он был бы как раз про солнцезащитные кремы. Выгода их использования была доказана учёными, в то время, как остальные мои рекомендации не имеют более надёжной основы, чем собственный путанный опыт. Эти советы я сейчас изложу.
Наслаждайтесь силой и красотой своей юности. Пока жизнь вам не нравится, она проходит. Поверьте мне, через 20 лет вы посмотрите на свои фотографии, и вспомните с чувством, которое вы сейчас не сможете понять, сколько возможностей было открыто перед вами, и как же сказочно вы на самом деле выглядели. Вы не так много весите, как вам кажется, да.
Не беспокойтесь о будущем, или хорошо, беспокойтесь, но знайте, что беспокойство столь же эффективно, как попытка решить алгебраическое уравнение с помощью пережёвывания жевательной резинки. Реальными неприятностями в вашей жизни случаются события, которые никогда не трогали ваш беспокойный ум, такие, например, что застают вас врасплох, в четыре часа вечера в какой-нибудь обычный вторник.
Ежедневно делайте что-нибудь из того, что вас пугает.
Пойте.
Относитесь бережно к сердцам других людей, не миритесь с теми, кто равнодушен к вашему сердцу.
Чистите зубы (зубной нитью).
Не тратьте время на зависть, иногда вы впереди, иногда позади — гонка длинна, и, в конце концов, вы её ведете только с самим собой.
Помните комплименты, которые вы получаете, но забывайте оскорбления. И если вы преуспеете в этом, то скажите мне как.
И не чувствуйте себя виноватым, если вы не знаете, что вы хотите сделать со своей жизнью. Самые интересные люди, из тех, кого я знаю, понятие не имели в двадцать два года, как они хотят прожить свою жизнь. Причём некоторые из наиболее интересных мне знакомых сорокалетних — не знают и до сих пор.
Источник: photochronograph.ru
Может, вы найдете своего супруга, может, нет. Может, у вас будут дети, может, нет. Может вы разведетесь в 40, может, будете танцевать танец маленьких утят на 75-летней годовщине своей свадьбы. Ваши шансы пятьдесят на пятьдесят. Как и у других.
Смиритесь с неизбежными истинами: цены будут расти, политики будут болтать, вы состаритесь. Когда это произойдет, вы будете говорить: «Когда я был молод, цены были доступными, политики — благородными, а дети уважали старшее поколение».
Все мы когда-нибудь уйдем, но важно продержаться до конца, во что-то веря. В этом самая большая трудность, потому что кажется, что нет ни черта такого, во что действительно стоило бы верить.
Вот такие вот советы, уважаемые выпускники. Но будьте осторожны и терпеливы с теми, кто вам их дает, совет — это форма ностальгии, это способ выуживания прошлого из мусорной кучи, закрашивание свежими красками нелицеприятных моментов и переработки его в нечто более дорогое, чем оно было. Но то, что солнцезащитные кремы действительно спасают вашу кожу от ожогов, доказано учеными, так что смело мажьтесь.
Полный текст: commencementspeeches.ru
ИЗБЕГАЙТЕ ПРИПИСЫВАТЬ СЕБЕ СТАТУС ЖЕРТВЫ
Помимо выступления на церемонии вручения Нобелевской премии у Иосифа Бродского есть ещё одна известная речь, и многие фразы из неё претендуют на то, чтобы стать крылатыми.
...я здесь не для того, чтобы превозносить добродетели какой-либо конкретной веры или философии, и я не получаю удовольствия, как, видимо, многие, от возможности подвергнуть нападкам современную систему образования или вас, её предполагаемых жертв. Во-первых, я не воспринимаю вас таковыми. Во-вторых, в определённых областях ваши знания неизмеримо выше моих или любого представителя моего поколения. Я рассматриваю вас как группу молодых разумно-эгоистичных душ накануне очень долгого странствия.
1. И теперь и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счётом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды.
Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху — хотя впоследствии возможно и это, — и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу.
2. И теперь, и в дальнейшем старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если это звучит слишком похоже на «Почитай отца твоего и мать твою», ну что ж. Я лишь хочу сказать: старайтесь не восставать против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя по крайней мере от этого источника вины, если не горя.
3. Старайтесь не слишком полагаться на политиков — не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них, — на ту или иную политическую партию, доктрину, систему или их прожекты. Они могут в лучшем случае несколько уменьшить социальное зло, но не искоренить его. Каким бы существенным ни было улучшение, с этической точки зрения оно всегда будет пренебрежимо мало, потому что всегда будут те — хотя бы один человек, — кто не получит выгоды от этого улучшения.
В свете этого — или, скорее, в потёмках — вы должны полагаться на собственную домашнюю стряпню, то есть управлять миром самостоятельно — по крайней мере той его частью, которая вам доступна и находится в пределах вашей досягаемости.
Однако, осуществляя это, вы также должны приготовиться к горестному осознанию, что даже вашего собственного пирога не хватит; вы должны приготовиться к тому, что вам, по всей вероятности, придётся отведать в равной мере и благодарности и разочарования.
4. Старайтесь не выделяться, старайтесь быть скромными. Уже и сейчас нас слишком много — и очень скоро будет много больше. Это карабканье на место под солнцем обязательно происходит за счёт других, которые не станут карабкаться. То, что вам приходится наступать кому-то на ноги, не означает, что вы должны стоять на их плечах.
Источник: rusmecenat.ru
Однако помните, что рядом с вами всегда кто-то есть: ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно; старайтесь наступать ему на ноги осторожно; и, если случится, что вы пожелаете его жену, помните по крайней мере, что это свидетельствует о недостатке вашего воображения, вашем неверии в безграничные возможности жизни или незнании их.
5. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Из всех частей тела наиболее бдительно следите за вашим указательным пальцем, ибо он жаждет обличать. Указующий перст есть признак жертвы — в противоположность поднятым в знаке Victoria среднему и указательному пальцам, он является синонимом капитуляции.
Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т.д. Меню обширное и скучное, и сами его обширность и скука достаточно оскорбительны, чтобы восстановить разум против пользования им. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить; можно даже утверждать, что жаждущий обличения перст мечется так неистово, потому что эта решимость не была достаточно твёрдой.
Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за её прелести, но и за её трудности. Они составляют часть игры, и хорошо в них то, что они не являются обманом.
Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке.
Иными словами, старайтесь быть немного мазохистами: без привкуса мазохизма смысл жизни неполон.
Если это вам как-то поможет, старайтесь помнить, что человеческое достоинство — понятие абсолютное, а не разменное; что оно несовместимо с особыми просьбами, что оно держится на отрицании очевидного. Если вы найдёте этот довод несколько опрометчивым, подумайте по крайней мере, что, считая себя жертвой, вы лишь увеличиваете вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля — не радость для ангелов.
Источник: www.news.cornell.edu
6. Мир, в который вы собираетесь вступить, не имеет хорошей репутации. Он лучше с географической, нежели с исторической точки зрения; он всё ещё гораздо привлекательнее визуально, нежели социально. Это не милое местечко, как вы вскоре обнаружите, и я сомневаюсь, что оно станет намного приятнее к тому времени, когда вы его покинете.
Однако это единственный мир, имеющийся в наличии: альтернативы не существует, а если бы она и существовала, то нет гарантии, что она была бы намного лучше этой. Там, снаружи, — джунгли, а также пустыня, скользкий склон, болото и т. д. — буквально — но, что хуже, и метафорически. Однако, как сказал Роберт Фрост: «Лучший выход — всегда насквозь». И ещё он сказал, правда, в другом стихотворении, что «жить в обществе значит прощать». [...]
Старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных. Терпите их, если вы не можете их избежать, но как только вы избавитесь от них, забудьте о них немедленно.
Полный текст: www.mediaport.ua
ОНО ТОГО СТОИЛО?
Яркая и провокационная речь, поднимающая целый ряд острых вопросов. Насколько выгодно формальное образование с материальной или духовной точки зрения? Как не потерять те преимущества, которые мы с его помощью получили? Какой урок можно для себя извлечь, если образование оказалось бесполезным?
...я не хотел поднимать вопрос «стоит ли образование, как социальное явление, затрачиваемых обществом ресурсов». Оставим это социологам. Я хочу спросить вас, находящихся сегодня в этом зале, стоило ли лично ваше образование тех усилий, которые были приложены? [...] Некоторые скажут — да, моё образование того стоило! Я из тех 3,3%! Я знаю, кто такой Евклид и понимаю высокую красоту геометрии. Я никогда бы не соприкоснулся с этим миром, или не нашёл бы в себе достаточной мотивации, чтобы его изучить, если бы не был окружён столь же пытливыми умами сокурсников, под руководством мудрых и увлечённых своим делом профессоров.
Эти откровения стоили потери дома в Колорадо, стоили того, чтобы подписаться на ежедневный тяжкий труд и постоянный страх неудачи, забирающийся под кожу. Я не жалею ни о чём.
Источник: blau-kraehe.livejournal.com
Мой совет вам таков: пожертвовав всем ради знаний, не забывайте об этом. Когда вы вернётесь домой после тяжёлого рабочего дня помощника юриста в Бруклине и единственным вашим желанием будет расслабиться перед телевизором, включить сериалы и смотреть в экран, пока не отключится сознание, напомните себе о том, что знание — ваша высшая ценность. Вспомните о поиске интеллектуальной истины любой ценой, о восторге познания — и хоть книжку, что ли, почитайте. Или в вечернюю школу на какие‑нибудь курсы запишитесь. Всё что угодно — только не превращайтесь в типичного безмозглого олуха, разглагольствующего о ценности знания.
Иные из вас скажут — да, моё образование того стоило! Не потому, что я узнал про Упанишады, укулеле и уробороса, но потому что приобрёл здесь надёжных друзей, проникся священным духом братства славного Университета, который я буду нести в своём сердце до самой смерти.
Вам я дам аналогичный совет: если вы пожертвовали всем ради дружбы, не забывайте об этом. Работая помощником юриста в Бруклине, рыночным аналитиком в Сиэттле, или, не дай бог, интерном где‑нибудь в штате Мичиган, вернувшись полуживым домой с работы, когда единственным вашим желанием будет упасть перед компьютером и посмотреть, что новенького на Reddit, напомните себе о ваших друзьях и сделайте звонок. Узнайте, как у них дела. Черкните им рождественскую открытку, особенно если за окном — декабрь. Да что угодно — лишь бы не превратиться в типичного обывателя, любящего порассуждать о ценности дружбы, но не готового ради неё даже оторвать задницу от кресла.
Иные из вас скажут — да, моё образование того стоило! Не потому, что я узнал про эвкалипты, эвтаназию и Эквадор, но потому, что приобрёл здесь ценные связи: целую сеть людей по всему миру, готовых оказать мне поддержку в любых начинаниях.
Вам я дам аналогичный совет: если вы пожертвовали всем ради амбиций, будьте амбициозны как черти! Устроившись помощником юриста в Бруклине, грызите глотки, пробивайтесь на самый верх, а достигнув верха — используйте своё положение, чтобы сделать что‑то грандиозное. Пожертвовав всем ради амбиций, не смейте успокаиваться на должности менеджера среднего звена.
Иные из вас скажут — да, моё образование того стоило! Не потому, что я узнал про юкер, юкку и Юкатан, но потому, что образование помогло мне усвоить ценности гуманизма, стать более ответственным и великодушным, научиться помогать людям.
Вам я дам аналогичный совет: если вы пожертвовали всем ради помощи людям, не думайте, что достаточно раз в год бросить мелочь в ящик «помощь детям-инвалидам». Вступите в Giving What We Can. Запишитесь в благотворительную миссию. Отправляйтесь в Африку с Красным Крестом. Если вы пожертвовали всем ради других людей, позаботьтесь о том, чтобы действительно принести им хоть какую‑то пользу!
Источник: library.hbs.edu
Иные из вас скажут — да, моё образование того стоило! Не потому, что я узнал про Якутию, ящур и ятрохимию, но потому, что формальное образование дало мне базу, воспитав моё мышление.
И вам я… [...] Кхм. Извините. Вам я дам аналогичный совет: если вы пожертвовали всем, чтобы научиться мыслить — научитесь мыслить. Когда некто скажет вам что‑то возмутительное, прежде чем пафосно опровергнуть ваши собственные фантазии на тему сказанного, пройтись по личности человека, обгадив его с ног до головы, назвать его обидными словами и, покряхтывая от самодовольства, поздравить самого себя с блестящей победой, остановитесь на секунду и попробуйте беспристрастно оценить сказанное.
Почитайте про когнитивные искажения, логические ошибки и про то, как избегать их в своих суждениях. Ознакомьтесь хотя бы с азами психологии и когнитивной науки, чтобы приблизительно понимать, почему ваши суждения вызывают истерический смех у людей, немного знакомых с предметом. Только, пожалуйста, не надо класть всё на алтарь мышления только затем, чтобы заменить пару глупых предрассудков другими, столь же глупыми.
В конце концов, кто‑то из вас скажет — постойте, а ведь моё образование действительно того не стоило. Возможно, это был лучший выбор из нескольких плохих вариантов, но, в любом случае, я недоволен. И я жалею, что меня никто не предупредил обо всей этой херне чуть раньше, чем за пятнадцать минут до получения диплома.
Вам я могу предложить лишь небольшое утешение. Вы выучили ценный урок, который, возможно, не смогли бы выучить иначе. Вы узнали, что Система — не друг вам. [...] Система — не друг вам. Система — не враг вам. Система — пускающий слюни дегенерат, швыряющий во все стороны пачки денег и толстые тома идиотских законов с криками «Смотрите все! Я помогаю! Я полезный!!!». Иногда, по чистой случайности, вам удаётся поймать пачку денег и вам кажется, что Система о вас заботится. Иногда вам не везёт и, получив увесистым законодательным томом под дых, вы думаете, что Система вас ненавидит. В обоих случаях вы слишком высокого мнения о Системе.
Полный текст и перевод: dsent.me
О СОЗНАТЕЛЬНОМ АСКЕТИЗМЕ И ПОЛЬЗЕ НАУЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Речь российского историка, которая обращена в первую очередь к тем, кто хочет посвятить себя науке. Но многое из того, о чем говорится в его выступлении, наверняка покажется верным представителям любой творческой и интеллектуальной профессии.
В первую очередь я хочу обратиться к тем из вас, кто будет продолжать заниматься наукой. Не оставляйте дела, столь успешно начатого в стенах нашего университета. Я считаю, что наука — увлекательнейшее занятие. Дело в том, что это лучший способ незаметно для себя, быстро и безболезненно, прожить жизнь от рождения до смерти.
Видеозапись выступления.
Источник: vk.com
Не успеешь оглянуться, а тебе уже 65 лет и даже больше. И многие тяготы жизни, невыносимые и мучительные для других, очень мало волнуют ученого, они остаются где-то в стороне. Все эти долгие годы какая-то часть мозга не подчиняется мерзостям окружающей жизни, она работает в особом, собственном режиме, будто независимо от самого человека.
При этом можно сидеть в очереди, толкаться в метро, ссориться с домашними, слушать музыку, но в какой-то сладостный момент что-то там, в голове, щелкает и прежде неясное и сумбурное вдруг становится необыкновенно ясным и стройным.
Из хаоса непонятого рождается мысль, текст, и нужно спешить за компьютер, чтобы записать его. И в этом состоит огромное удовольствие.
Наука необыкновенно увлекательна, она тянет за собой в то виртуальное пространство, где ты испытываешь уют и покой, где ты — «в замке король». Наука не терпит остановки — достаточно двух лет отлучения от этого занятия, чтобы полностью утратить квалификацию. Нужно все время двигаться, не позволять течению жизни отнести тебя от блаженных берегов. Причем особенно важна здесь именно инерция движения.
Я бы сравнил это занятие с восхождением на пирамиду. Ранним утром, подкупив сторожей в Гизе, ты начинаешь подниматься на пирамиду, подтягиваешься на первый блок, встаешь на него, затем снова подтягиваешься и встаешь на второй. И дальше происходит волшебство — тебя начинает будто возносить к вершине, тянуть вверх с одной высоты на другую. И ты уже ни о чем не думаешь, ничего не боишься, целиком отдаваясь динамике подъема. И вот, наконец, плоская вершина, а на востоке — Нил и восходящее красное солнце — восхитительный момент! Так и в науке! [...]
Источник: wikipedia.org
...вас ждет скромная бедность, годы преподавания идиотам сразу в нескольких образовательных точках, стоическое терпение ваших близких, жалостливые взгляды ваших, более успешных товарищей, занятых иным, денежным делом. Вы обречены вечно протягивать руку за подачками власти и богатеев, и до седых волос и необъятной лысины вы останетесь вечными «детьми капитана гранта». Но как ни странно для множества людей, занятых суетной мышьей беготней, вы легко смиритесь с неизбежной бедностью — спутником гуманитарных наук.
Сознательный аскетизм, обусловленный началом вашей the Battle of Life, станет вашей философией жизни и не унизит вас, а наоборот — спасёт вас от множества суетных печалей, от беспокойства за судьбу собственности, сохранит вас от нервного утреннего чтения сайтов с известием о падении курса акций на Токийской бирже.
Вас нельзя ограбить, ибо богатство ваше всегда с вами. Одновременно на старости лет вам не грозит участь прочих пенсионеров, резко сменивших напряженную рабочую жизнь или чиновничье сидение на бессмысленный покой. У вас до самой смерти будет дело, греющее душу, у вас не будет разжижения мозгов, и ваша последняя книга, может быть, окажется даже лучшей из всего, что вы написали за десятилетия.