В Великом Новгороде и области с первого июля повышают цены на проезд в общественном транспорте. Причем нынешний скачок — рекордный: никогда раньше на пять рублей проезд в регионе не дорожал. Жителям областного центра разовая поездка в троллейбусе и автобусе теперь обойдется в 27 рублей. А станет ли двухрублевая скидка по электронной карте «Береста» существенной экономией для горожан — вопрос открытый.
Транспортники говорят: все дорожает — бензин, обслуживание автобусов... «Пароход Онлайн» решил разобраться, сколько платят за проезд в других областях. И первый вопрос — почему в губернских столицах с населением даже в 500 тысяч человек зачастую проезд стоит чуть ли не на десять рублей дешевле, чем у нас.
Итак, напомним. Великий Новгород имеет площадь 90,08 км². Население, по официальным данным, составляет 222 594 человека. Цена дизельного топлива в нашем регионе, согласно майской статистике – 42,84 рублей. Газ же стоил в прошедшем месяце 18,51 рублей за литр.
Пенза
Площадь города: 288,5 км
Население: 523 726 человек
Цена дизельного топлива: 44 рубля
Цена газа: 21 рубль
По Пензе горожане перемещаются на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Одна поездка в автобусе пензенцам обходится в 18 рублей, в троллейбусе — 17. Проезд в маршрутке стоит 20 рублей.
Итак, что мы имеем? Город в два раза больше Великого Новгорода: и по площади, и по населению. Дизтопливо и газ стоят дороже. Более того — несколько лет назад стоимость проезда в Пензе подняли до 25 рублей, а потом снизили.
Добавим, в городе на Суре ровно такая же ситуация с организацией городских перевозок, как и у нас: маршруты выставляют на торги, и за них соревнуются частные автопарки.
Мы пообщались с представителем одного из пензенских перевозчиков — ООО «Автокомбинат». С плохо скрываемой завистью к нынешней стоимости проезда в Новгороде и тем более — к планируемой, представитель «Автокомбината» вздохнул:
— Мы ничего не можем сделать. Тарифы нам спускают сверху. Все перевозчики хотели бы поднять цены, но пока всё как есть.
Посмотрим, как дела обстоят на сибирских просторах.
Кемерово
Площадь города: 294,8 км
Население: 558 973 человек
Цена дизельного топлива: 44,2 рубля
Цена газа: 20 рублей
В столице Кузбасса проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах сейчас стоит 16 рублей, а пенсионерам одна поездка обходится и вовсе в четыре (!) рубля. Ситуация, в общем, почти невероятная. А если верить местному транспортному профсоюзу, цены на проезд тут просят повысить… сами пассажиры!
— Я пользуюсь практически регулярно общественным транспортом как житель, как пассажир. Я слышу, что народ, пассажиры готовы платить больше, лишь бы качество услуг было, — рассказал ТАСС председатель кемеровского отделения Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Николай Шевгенин.
В ближайшее время в Кемерове, судя по всему, поднимут цену на проезд в городском транспорте. Но что совершенно точно — она не превысит 20 рублей. В департаменте транспорта и связи Кемеровской области подчеркивают, что экономически обоснованным был бы тариф в 28-30 рублей. Однако до этих цифр там в обозримом будущем цены на проезд обещают не поднимать.
И вновь — большой город, цены на топливо выше, а стоимость проезда намного скромнее новгородской. Кажется, Новгород претендует на неприятную уникальность.
Но переместимся из угольного центра России в соседний с Новгородом Псков. Ведь у нас, как правило, во многом сходные ситуации.
Псков
Площадь: 95,6 км
Население: 210 501 человек
Цена дизельного топлива: 44,8 рубля
Цена газа: 18 рублей
Псков — «автобусный» город. Троллейбусов здесь нет, а немногочисленные маршрутки популярностью не пользуются. Проезд в Пскове стоит 23 рубля, и по крайней мере, пока повышать цены не собираются.
Подвижной состав заметно обновился в последние годы. По крайней мере, местные рады автобусам-иномаркам с десятилетним пробегом — не пазики, и слава Богу.
Чем Псков может гордиться безо всяких оговорок, так это точностью соблюдения графика автобусов. Об этом говорят сами псковичи. «Автобусы все ходят по расписанию, — рассказывает 31-летняя Галина, мать двоих детей. — Почти все в хорошем состоянии. С коляской заходить удобно».
В общем, за весьма сносную автобусную ситуацию в Пскове не просят 25-27 рублей, как у нас.
Кто больше?
Есть, конечно, города, где проезд стоит дороже, чем в Новгороде. Например, в Нарьян-Маре: там одна поездка в автобусе обойдется в 37 рублей. В Екатеринбурге и Нижнем Новгороде — в 28 рублей.
А если вовсе не желаете тратиться на проезд в общественном транспорте, выход есть: езжайте в Анадырь. Это Чукотка. Там проезд не стоит ни рубля. Впрочем, и маршрутов всего три.
Новгородские перевозчики называют экономически обоснованной ценой 47 рублей за одну поездку. Отметим, что в том же Кемерове разумной считают цифру в 28-30 рублей; в Пензе, как сказал нам представитель одного из перевозчиков — «хотя бы 25 рублей».
Как видим, до этих отметок там стоимость проезда не поднимают. А если такие попытки и были (например, в Пензе, Уфе), затем цену вновь опускали. По некоторым данным, это связано с тем, что спрос на услуги общественного транспорта резко падал. Возможно, этого стоит опасаться и новгородским перевозчикам. Так что это еще вопрос — так ли уж они выиграют от взвинчивания стоимости проезда.
Петиция против повышения цен на билеты в городских автобусах набрала уже более пятисот подписей.