Найти в Дзене

"Орленок", на тебе катался я с пеленок!

Еще двадцать-тридцать лет назад у подростков не было планшетов, приставок, смартфонов, и прочей сегодняшней цифровой мишуры. Как шутят, играли деревянными игрушками, прибитыми к полу. Однако, не все было так плохо в СССР, за досуг детишек до 13-14 лет отвечал Шяуляйский велосипедно-моторный завод - выпуском велосипеда "Орленок".

Классический красный Ereliukas(что по-литовски означает Орленок )
Классический красный Ereliukas(что по-литовски означает Орленок )

Модель оказалось недорогой, и практически все катались в деревне на таком. Чаще всего красного цвета, он был переходным вариантом к переходу на "взрослик"(так называли "Десну" и "Минск").

Колеса обладали размерностью 24 дюйма, этого было достаточно, чтобы преодолевать небольшие неровности дорожного покрытия. Хотя вилка была жесткой, без пружин и амортизаторов, никто на это не заморачивался - даже сейчас хозяева модных GT и прочих навороченных версий горных велосипедов не рискуют повторять маршруты слалома с местных гор и лесных тропинок.

Обычное состояние "разъездного" велосипеда, с элементами тюнинга проволокой
Обычное состояние "разъездного" велосипеда, с элементами тюнинга проволокой

Конечно, все это заканчивалось падениями,потом следовало наказание дома, зеленка, йод, и столь желанные прогулки на велосипеде откладывались, но только до того момента, пока постоянные просьбы родителей "отпустить на улицу" не находили ответа вроде: "ладно, только аккуратнее!!!".

"Исторический велопробег" -2014, Москва.
"Исторический велопробег" -2014, Москва.

"Орленок" обладал всего одной скоростью - задних звездочек предусмотрено не было. Это значительно упрощало конструкцию, и делало велосипед максимально дешевым. Тормоз был только на заднее колесо, причем тормозить нужно было, надавив на педали в сторону, противоположную обычному вращению.

Про длину остановочного пути в таком случае, как сами понимаете, говорить не приходилось - чаще всего, даже начав тормозить сильно заранее, вы врезались в препятствие, оставив за собой 4-5 метровую бороздку от заблокированного колеса.

Расцветок было много, но до 90% велосипедов выпускались в красном цвете
Расцветок было много, но до 90% велосипедов выпускались в красном цвете

После аварий часто руль смотрел не в ту сторону, как переднее колесо, а гайки были сделаны из такого мягкого металла, что снова правильно зафиксировать его могло не получиться никогда. Без "семейного" ключа выезд на более-менее серьезное расстояние представлялся невозможным.

Завод выпускал всего две модификации - мужскую - собственнно "Орленок" , и для девочек - "Kregždutė", что переводится на русский, как Ласточка.

Модификация для девочек
Модификация для девочек

Отличия были лишь в форме рамы - на "Ласточке" она была сильно заниженной. Несмотря на это, появиться на девочковом велосипеде во дворе парню считалось крайне зазорным.

Подведя итог - "Орленок" был идеальным велосипедом для подростков, и, хотя многие из них, уже ездя "под рамой", а затем и верхом "на взрослике", снисходительно посматривали на это чудо из Литвы, такое количество воспоминаний навсегда оставляло след в их сердцах!

Читайте наши предыдущие статьи про JAVA-350, и ИЖ Планету-5! До новых встреч!