Сегодня мы Вам расскажем откуда взялась, должно быть самая визуально известная электричка всех времен и народов - рижская ЭР2 .
Потребность перевозить людей на поезде не куда-то далеко, а в ближайший пригород появилась на рубеже 19-20 веков. Магистральный паровоз на каждом полустанке не остановишь, конку или трамвай так далеко не пустишь, а на извозчике и вовсе утонешь в грязи. Поэтому пригородные линии строились в расчёте на маломощные паровозы или паровики. Они совершали частые остановки и порой двигались с такой малой скоростью, что зайти и выйти можно было прямо на ходу.
Пригородные поезда на электрической тяге, прозванные в народе «электричками», появились на железных дорогах СССР в 20-х годах 20 века. Первый поезд отправился от Бакинского вокзала летом 26 года. А 3 августа 1929 года было открыто движение пригородных электропоездов от Москвы до Мытищ. На этом участке использовались первые советские электрички из электросекций серии С.
Однако при слове «электричка» в нашей памяти всплывает совсем другой образ. Вот она классическая электричка – «Электропоезд Рижский второй серии», сокращённо ЭР2.
Симпатичная зеленая обтекаемая мордаха для нескольких поколений наших соотечественников стала чем-то родным, почти членом семьи. На ней ездили на работу, и домой, летом - на дачу и рыбалку, зимой - кататься на лыжах или просто гулять за городом. Именно в салоне электрички ЭР2 знакомятся герои фильма «Москва слезам не верит». «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Сёстры», «Странные взрослые» - это далеко не полный список фильмов, в которых «засветилась» зеленая электричка».
10 окон с одной стороны, 10 - с другой, лавки рассчитанные на 3 человека, полки для багажа, на которую туристы любят закидывать свои рюкзаки и вешать велосипеды, а забывчивые граждане оставляют там свои вещи. Откатные двери вечно прокуренного тамбура, свистящие могучие автоматические входные двери и тесный межвагонный переход со специфическим резким запахом. Интерьер электрички до боли знаком каждому россиянину: тут читают книги, знакомятся, пьют водку, отгадывают кроссворды, покупают мороженое и фисташки, бегают от контролёров, а теперь еще сидят уткнувшись в смартфон, планшет или ноутбук. Мы едем на этой электричке, страшно подумать, уже более 50-ти лет!
Первые электропоезда ЭР2 сошли с конвейера Рижского вагоностроительного завода летом 1962 года. Они выросли из поездов серии ЭР1, до сих пор работающих в Крыму и в Украине. Внешне они почти не отливаются. Во всяком случае, не специалист и не ж.д. фанат отличить на глаз их не сможет.
В 1974 году с ЭР2 провели, как теперь принято говорить "фэйслифтинг": внешний вид головных вагонов стал более прозаичным - квадратным, с модными в ту пору прямыми линиями и острыми углами. Претерпел изменения и дизайн кабины, вместо серии уютных деревянных «дачных» окон, теперь 2 окна спереди и 2 по бокам Пассажирский салон тоже постепенно изменялся. Место деревянных лавок, на которых было тепло зимой, но жёстко летом, заняли мягкие диваны, которые изрезали в 90-х, и пластиковые сидушки – привет 2000-х, как правило, их ставили после капитального ремонта.
Особенность электричек в том, что они формируются из электросекций – это сцепленные между собой моторные и прицепные вагоны. Моторный вагон можно распознать, например, по отсутствию пантографа на крыше. Прицепной вагон не оборудован двигателями, зато на нём стоят пресловутые компрессоры, нагнетая воздух в пневмосистему, питая двери, тормоза и даже стеклоочистители они постоянно тарахтят, причем достаточно ощутимо! Завсегдатае электричек прекрасно об этом знают и, как правило, стараются заскочить в вагон с «усами». Кстати, бывали случаи, когда объединяли 2 электрички и получался состав их 20 вагонов! Такое происходило во время задержек или в пик дачного сезона на линиях с так называемой малой пропускной способностью. Если на хорошем участке дороги раскочегарить электричку по полной, то можно достичь скорость в 130 км/ч, именно такая у Эр2 «конструктивная скорость», на практики расписание составлено таким образом, что электрички редко едут быстрее сотни, а бывают участки где они отчаянно плетутся по 10-20 км/час. Когда кто-то срывает стоп-кран, из тормозной магистрали спускается воздух, В отличии, например от Англии, у нас машинист не может вмешаться в процесс торможения, поезд останавливается достаточно резко. Помощник машиниста должен выяснить, кто и почему сорвал кран. Если удастся изловить «шутника», ему впаяют штраф, конечно если не было уважительной причины экстренного торможения. Ну, а сам кран нужно обязательно вернуть на место. Только после этого тормоза «заряжаются» и поезд вновь может тронуться в путь.
Смотрите проект #Железнодорожное "Все про Электропоезд ЭР2"
Сейчас ЭР2 это уже уходящее вчера, самое время ностальгировать.
С момента распада СССР прошло уже 27 лет, и уже 27 лет, как
Рига и Рижский вагонный завод РВР – это заграница.
Нам всем знакомы эти толчки при трогании, такие уж особенности у электричек тех лет. Кабина тут тесновата, обзорность тоже ник черту. В зеркала почти ничего не видно, а для того чтобы посмотреть на проезжаемую стрелку, нужно вставать. Автоматические двери закрывать лучше с помощником, который смотрит из двери в кабине, а иногда даже вынужден выходить на платформу, чтобы убедится, что могучие двери никого не пришибли, это вам не метро, тут мало не покажется, кого хоть раз придавливало дверью в «собаке» знает! Кстати, почему электричку в народе называют «собакой»? Точного ответа на этот вопрос нам не удалось найти даже в депо. Кто-то считает, что такое название произошло из-за того, что электричка словно собака, останавливается у каждого столба. Другие нам ответили, что кличка «собака» появился в те времена, когда на севере ездили на перекладных, меняя собачьи упряжки, ну а сегодня, дескать, пересаживаются с одного поезда на другой. По третьей версии, электрички получили такое прозвище из-за того, что первые железнодорожные вагоны сильно скрипели и «визжали как собаки».
Наконец, четвертое мнение — потому, что пассажиров в вагон набивается, как блох на собаке.
Впрочем, от небылиц пора вернуться к истории, а именно в 1984 год. «Чистокровные» ЭР2 выпускали именно до осени 1984 года.
В 80-х Рижский завод модернизирует базовую модель - меняется оборудование, конструкция тележек, компоновка салона.
Выпускаются модификации ЭР2Р, ЭР2Т, Внешне не отличающиеся от ЭР2. Так же выпускаются вариации с тремя тамбурами, модели для Болгарии и Югославии.
Тогда же в конце 80-х, начале 90-х на помощь РВЗ, который явно не справлялся с возросшим спросом приходит, нацеливаясь на производство электричек, Демиховский машиностроительный завод, в Московской области.
После внезапного, для промышленности, распада СССР все переворачивается с ног на голову – Рижский завод оказывается за границей.
Разработки на нем сворачиваются. В то же самое время происходит срочное развертывание производства электричек на базе рижских ЭР24, ЭР29, ЭР2Т на Демиховском и Торжковском вагоностроительных заводах. Впрочем, это уже совсем другая история.
Что же касается ЭР2, то в большом количестве они подверглись модернизации на различных заводах нашей страны и теперь целый зоопарк различных ЭМ1, ЭМ2, ЭМ4 и ЭС2 сильно отличающийся внешне друг от друга колесит по стальным рельсам нашей необъятной родины.
-