В военных конфликтах роль беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или дронов (от английского drone -«трутень»), постоянно возрастает. Публика воспринимает их как своего рода «ноу-хау», хотя в реальности они являются почти сверстниками «большой авиации» и даже воздухоплавания.
Еще в 1849 году беспилотные воздухоплавательные аппараты австрийцы использовали при осаде Венеции. К нижней части беспилотного воздушного шара подвешивалась зажигательная бомба массой 13,5 кг. Ниже бомбы находилась жаровня из кровельного железа в которую загружали 5-7 кг древесного угля. Огонь в жаровне нагревал воздух и вызывал тление шнура, на котором свисала бомба. При первом пробном полете определяли длину шнура, силу ветра и скорость движения к цели.
«Орел Свободы» расправляет крылья
Точность попадания при подобных способах была плохой, но психологический эффект был хорошим. Столь же несомненным было и осуждение прогрессивной общественности, которая возмущалась тем, что смертоносные снаряды обрушивались на Венецию - один из самых прекрасных городов в мире.
В общем, продолжения эти опыты не имели. Так что датой рождения дронов правильнее считать 1910 год, когда вместо аэростатов и дирижаблей на авансцену выступили аэропланы.
Американский инженер Элмер Сперри работал над гироскопическими системами для военных кораблей и предложил использовать вращающийся гироскоп для автоматического управления самолетом. Военно-морское министерство поддержало соответствующие разработки, выделив 200000$ на переоборудование пяти летающих лодок «Кертисс». Для запуска самолета использовался автомобиль компании «Мармон», способный разогнаться до 130 км/ч. б марта 1918 года запущенная таким образом крылатая бомба преодолела расстояние в 910 метров, став первым беспилотным аппаратом, совершившим управляемый полет.
В сентябре того же года Сперри запустил летающую лодку с автопилотом, который вполне удачно управлял машиной. Но на финальном отрезке дистанции в 12 800 метров что-то пошло не так, и, вместо того чтобы со взрывом грохнуться в море, «Кертисс» скрылся за горизонтом. Только его и видели.
Параллельно со Сперри над беспилотниками трудился и американский военный инженер Чарльз Кеттеринг. Созданный им аппарат, известный под двумя названиями (пафосным и ироничным) — «Жук» и «Орел Свободы», был начинен взрывчаткой и управлялся не человеком, а механизмом. Пролетев некоторое время по прямой, он сбрасывал крылья, после чего падал вниз. Использовать его предполагалось для уничтожения объектов промышленной инфраструктуры противника.
Полученное в 1914 году от правительства США финансирование дало возможность изготовить несколько экземпляров, которые, однако, так и не были опробованы в реальных боевых действиях. Первая мировая война закончилась до того, как разработки Сперри и Кеттеринга можно было запустить в серию. А после войны бюджет американского флота съежился, и деньги стали выделять только на самое необходимое.
Дебют на Тихом океане
Зато в Британии на военном бюджете не экономили. И следующий серьезный прорыв в области беспилотной авиации состоялся благодаря разработкам английских инженеров. В 1933 году они создали модель радиоуправляемого БПЛА, ставшего своего рода ориентиром для всех, кто работал в данном направлении.
Проект получил название «Куин Би» («Пчелиная матка»). Главным достоинством данного аппарата считалась хорошая дистанционная управляемость, позволявшая находящемуся на борту военного корабля оператору отправлять самолет на достаточно большое расстояние, а затем возвращать его обратно.
Германия выпустила серию широко известных «самолетоснарядов» «Фау-1», которые в идеале тоже должны были получить системы радиоуправления, то есть превратиться в беспилотники. На проектном уровне остались радиоуправляемые бомбы «Хейнкель-293» и «Фриц X».
В Советском Союзе радиоаппаратурой управления оснастили два туполевских бомбардировщика ТБ-3. Один из них в начале 1942 года начинили грузом взрывчатки и попытались использовать для уничтожения железнодорожного узла в Вязьме. Однако немцы зенитным огнем повредили антенну самолета наведения, и неуправляемый «самолет-снаряд» полетел в глубокий тыл неприятеля, где по израсходовании бензина врезался в землю.
Между тем в США (которые, собственно, и стояли у истоков беспилотной авиации) решили вернуть себе первенство, запустив в массовое производство радиоплан QQ-2, использовавшийся в качестве мишени для тренировки летчиков и зенитчиков. Всего фирмой «Радиоплан» в 1941-1945 годах было создано для ВВС США около 15 тысяч беспилотников. Значительную роль в их «раскрутке» сыграл тот факт, что в проекте принимал участие популярный актер Дени Ридженатальт, увлекавшийся радиоуправляемыми моделями больше, чем кинобизнесом.
Но самой знаковой разработкой можно считать первый в мире классический ударный БПЛА «Энтерстэйт TDR». Речь шла о радиоуправляемом самолете-торпедоносце. «Фишкой» конструкции была сверхкомпактная телевизионная камера, созданная русским инженером-эмигрантом Владимиром Зворыкиным. Ее наличие позволяло полностью решить вопрос с наведением самолета на цель.
Прибыв на тихоокеанский театр боевых действий, укомплектованная этими беспилотниками авиагруппа развернулась на острове Баник. 30 июля 1944 года три торпедоносца отправились добивать застрявший на мели японский грузовой корабль. Два из них благополучно поразили корпус судна, и, хотя взорвался только один, цель была полностью уничтожена.
27.09-26.10.1944 года машины авиагруппы атаковали вражеские зенитные точки на островах Бугенвиль, Новая Британия и Новая Ирландия. Самым большим успехом стало уничтожение стратегического маяка на мысе Святого Георгия. В общей сложности из 47 самолетов было использовано 26, еще три разбились по техническим причинам.
В принципе такие результаты можно было признать вполне удовлетворительными, но война заканчивалась, интерес к финансированию инновационных разработок уменьшался, а командующий Тихоокеанским флотом США Честер Нициц относился к беспилотникам как к «детским игрушкам». В конце концов программу свернули, а часть уцелевших машин переделали в пилотируемые и продали частным владельцам.
Оружие «демократизации»
Американские генералы в Европе, напротив, относились к беспилотникам с симпатией, выделив для переоборудования в такие аппараты 25 бомбардировщиков В-17. Получив системы радиоуправления и 10 тонн взрывчатки, такие БПЛА стали именоваться BQ-7 «Кастор» и в идеале должны были обратить в пепел базы немецких подводных лодок.
На практике «Касторы» не то что летели не туда, куда нужно, но в большинстве случаев даже не могли подняться в воздух. В общем, этот проект тоже закрыли.
Дальнейшие разработки беспилотников финансировались по остаточному принципу, так что, когда в 1950 году грянула война в Корее, американцы располагали только радиоуправляемыми бомбами «Тарзан», с помощью которых с переменным успехом они пытались уничтожить железнодорожные мосты на контролируемой противником территории.
Из последующих моделей, благодаря которым Соединенные Штаты смогли не только реанимировать программу, но и утвердиться в качестве лидеров по части беспилотной авиации, особого внимания достоин появившийся в 1950-х годах противолодочный вертолет QH-50 DASH, выглядевший для своего времени настоящим гигантом. При взлетном весе в одну тонну и с поршневым двигателем в 330 лошадиных сил он, следуя командам корабельной системы наведения, выдвигался в зону нахождения вражеской субмарины (на расстояние до 70 километров) и сбрасывал противолодочную торпеду. Таких аппаратов для американского флота было выпущено 750 экземпляров, но в 1970 году финансирование закрыли. США вели тогда войну во Вьетнаме и занимались оптимизацией бюджета. А против хозяйничавших в джунглях вьетконговцев такие торпеды были без надобности.
Поддержите канал — подписывайтесь и ставьте лайк!
Оставшиеся пилотируемые снаряды стали использовать как мишени для испытаний перспективного ракетного оружия. В этом качестве они прослужили аж до 2006 года, когда беспилотники уже вступили в пору своего ренессанса.
В США ставка была сделана на создание многоцелевого аппарата, совмещающего функции бомбардировщика и разведчика. В 1995 году был принят на вооружение и начал свой боевой путь MQ-1 «Предатор», вооруженный противотанковыми ракетами и помогавший насаждать демократию в Боснии, Югославии, Ираке, Афганистане, Йемене, Сирии. Только в 2015 году были сбиты и разбились в авариях 10 таких дронов.
© Владислав Фирсов