Найти в Дзене
1

Призывает ли Евангелие покинуть семью?

Как надо любить своих родных, есть семья «соблазном» для человека и где место крестоношения в наши дни - на примере воскресного Евангелия рассуждает председатель Синодального просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко.
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того признаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, которые пошли за мной, при восстановлении мира, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или де


Как надо любить своих родных, есть семья «соблазном» для человека и где место крестоношения в наши дни - на примере воскресного Евангелия рассуждает председатель Синодального просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко.
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того признаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, которые пошли за мной, при восстановлении мира, когда Сын Человеческий сядет на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

И многие из первых будут последними, и последние первыми ».

Евангелие от Матфея

Глава 10, стихи 32 - 33, 37 - 38, глава 19, стихи 27 - 30

Если любишь кого-то больше, чем Бога, твоя система координат искажается

- Отец, в неделю Всех святых читалось Евангелие о том, что мы должны нести свой крест, следуя Господом.

Отрывок, с одной стороны, очень понятен. С другой стороны, в нем есть моменты, которые вызывают определенный внутреннее сопротивление. Ведь там упоминаются наши близкие, родные. Господь замечает, что иногда они могут стать преградой на пути человека к святости.

Лично для меня строки, я всегда читаю с напряжением: «Тот, кто любит мать или сына, или дочь, или жену, больше Меня, не достоин Меня». Я могу понять это умом. А сердце спрашивает: так что же мне, не любить своих близких?

И в конце этого евангельского текста мы слышим вопрос апостола Петра: «Вот, Господи, мы все оставили: привычная жизнь, семейный быт, - и за это получили?» Надеюсь, это не является призывом для верующих оставлять свои дома и семьи? И вообще так ставить вопрос: «Господи, мы веруем в Тебя, что нам за это будет?»

- Все же Слово Божие надо рассматривать в контексте. Это чтение состоит из нескольких частей. Если мы читаем все, а не только одно стихотворение, то видим всю глубину и широту того, о чем говорит Господь.

Он говорит о том, что иногда для человека ближние являются врагами. И говорит в контексте избрания духовного пути - пути быть христианином. То есть, обычно нас очень сильно жалеют наши близкие люди. Обычно эта любовь - любовь к жене, к ребенку, к родителям - является крупнейшей в нас. Это очень сильное чувство.

Господь не говорит, что не надо любить. Он говорит о ситуации, когда любят кого-то больше, чем Его. То есть, если ты любишь жену или ребенка больше, чем Бога, у тебя уже искажена система координат. Ты уже более подвластен определенным соблазнам, и твой выбор может быть искажен этой любовью.

Поэтому на первом месте должно быть Бог, потом - семья. И если все будет правильно, то не думаю, что возникнет соблазн или разрыв. Тогда семья живет и воспитывается в любви к Богу, тогда любовь к Богу объединяет семью, тогда семья состоит из людей, которые любят Бога и благодарят Его за свою любовь.

Но бывают ситуации, когда даже семья может тебя соблазнять.

Например, когда Господь говорит апостолам о том, что Ему надлежит пострадать, апостол Петр начинает отказывать. И тогда Господь обращается к Своему ближайшему ученику с такими словами: «Отойди от Меня, сатана». И говорит это через несколько минут после того, как произнес: «Ты, Петр, - камень и на тебе создам Церковь Мою». Так же и здесь. Это надо различать.

Кстати, у Господа есть еще очень интересные слова: «Тот, кто оставляет свой крест и следуй за Мною, недостоин быть Моим учеником». То есть, когда мы оставляем свой жизненный крест якобы ради того, чтобы следовать за Христом, Господь говорит, что мы недостойны Его.

Пойти за Христом - это не значит убежать от проблем

Здесь еще одна интересная вещь. Думаю, на нее тоже надо смотреть в контексте. Имею в виду последние строки, которые нас переносят на несколько глав вперед, и там апостол Петр говорит: «Господи, да мы же все оставили. Что нам теперь будет? »

Мы должны понимать: это конкретный вопрос апостола и апостольской общины. И Господь, отвечает, видит перед Собой учеников, которые, действительно, оставили все.

Помните, кто-то из учеников не пошел на похороны отца, кто-то оставил отца в лодке и пошел слушать Спасителя? Наверное, были разные жизненные ситуации. И тогда Господь говорит, что «вам Царство Небесное».

Но это не проповедь того, что все надо бросить. Господь говорит тем людям, которые уже сделали этот выбор, в жизни которых уже произошли определенные события, которые уже фактически ради Христа чем пожертвовали. Он им говорит удовольствие, поддержки, он им открывает перспективу вечности, потому что хочет, чтобы они получили Царство Небесное.

Поэтому, я думаю, Евангелие - не проповедь того, чтобы мы все покидали и куда убежали это проповедь небесной перспективы для тех, кто идет за Христом.

Кстати, и в Священном Писании, и в церковных правилах есть такая традиция: чтобы стать священнослужителем, ты сначала привести в порядок свой дом.