Найти тему
SLP studio

Город Героев. Тайна Второго Героя. Сигизмунд Леваневский.

Вторым Героем Советского Союза стал лётчик Сигизмунд Александрович Леваневский.1902 года рождения. Поляк. Уроженец Санкт-Петербурга. После Революции вступил в Красную Армию (в возрасте 15 лет!). В 1918-20 годах воевал на Восточном фронте против Колчака. В 1921 участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.

До 1923 служил в пехоте, занимая должности командиров роты, батальона, полка. Далее был направлен в Севастопольскую школу морских лётчиков. Окончив её в 1925, служил авиаинструктором в ВВС. Опять же, как и Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский был МОРСКИМ лётчиком и входил в элиту авиации.

После увольнения в запас в 1928 году в течении пяти лет работал авиаинструктором в лётных школах ОСАВИАХИМа в Николаеве и Полтаве. ОСАВИАХИМ (предшественник ДОСААФа)- это организация, которая проводила обучение советской молодежи военно-прикладным специальностям – прыжки с парашютом, стрельба, вождение, планеризм, химзащита. Эта организация реально подготовила к ведению боевых действий несколько десятков миллионов граждан и в том числе, благодаря ей была выиграна Война.

В 1933 поступил на работу в Главсевморпуть. Работая там, отличился тем, что перегнал гидросамолёт из Крыма на Дальний Восток и спас американского лётчика Маттерна, разбившегося на Чукотке. Непосредственного участия в спасении «челюскинцев» принять участия не смог из-за аварии самолёта. Но сразу же после окончания спасательной операции спас жизнь зам.начальника экспедиции «челюскинцев» Боброва, с риском для жизни доставив для него хирурга в бухту Лаврентия. Таким образом Леваневский стал Героем Советского Союза №2.

30-е годы ХХ века – это время рекордов авиации в целом и в дальних перелётах в частности. Но рекорды ставились не с целью поставить рекорд, а были вполне себе практичные цели: экономические – изучение новых маршрутов (в т.ч. трансконтинентальных); технические – во время многочасовых полетов выявлялись возможности техники, её недостатки для последующего устранения; политические – показать миру достижения социалистического пути развития; военно-политические – показать западным и восточным партнёрам, что если вдруг «что-то», то обязательно долетим до вас и разбомбим.

Одним из первых участников дальних перелётов и стал Леваневский. В 1935 году предпринял первую в истории попытку (правда неудачную) перелететь через Северный полюс на самолёте АНТ-25. Затем в1936 перелетел на гидросамолёте из Лос-Анджелеса через Аляску и Чукотку в Москву. В 1937 году предпринял вторую попытку перелёта через Северный полюс на самолёте ДБ-А. Во время этого перелёта вместе с экипажем и самолётом пропал безвести…До сих пор время от времени появляются сообщения о якобы обнаруженных обломках того самолета в Якутии, Канаде, на Ямале, Аляске. Некоторые выдвигают версии, что Леваневский не разбился, а сбежал де в США от репрессий. А особо упоротые заявляют даже, что он во время войны воевал на стороне немцев.

В любом случае тайна гибели Леваневского вряд ли когда-либо будет раскрыта…

-2