Все больше, и больше современных автомобилей оснащаются бензиновыми двигателями с непосредственным впрыском топлива, в результате чего у владельцев резонно возникает вопрос – что делать, если засорились форсунки: мыть или менять?
Рядовая ситуация: при посещении одного из ТО у официального дилера, собственнику машины с мотором, укомплектованным прямым впрыском бензина в камеру сгорания, предложили промыть форсунки с использованием очистительной установки, которая подключается к двигателю и некоторое время вместо горючей смеси подает моющую жидкость. Аргументация сервисменов в таком случае донельзя проста – чистку нужно производить для профилактики, дабы в будущем не было перебоев на холостых оборотах, повышения топливного «аппетита» и потери мощности.
И здесь возникает логичный вопрос – что делать, если полностью отсутствуют нарекания к работе силового агрегата (ведь промывка форсунок – удовольствие не из дешевых)?
Мнения «специалистов» на этот счет в Сети бытуют разные: одни считают, что такая очистка положительно сказывается на работе двигателей с подачей бензина во впускной трубопровод, а другие заявляют, что она может вывести из строя топливную аппаратуру.
Кому же верить? Попробуем разобраться!
Итак, двигатели с распределенным впрыском имеют следующее строение – у них форсунки находятся во впускном трубопроводе, поближе к впускным клапанам. В данном случае давление топлива в магистрали, а также температура и давление в трубопроводе – невелики.
Что касается прямого «питания», то здесь форсунка располагается в головке блока цилиндров, впрыскивая бензин непосредственно в камеру сгорания. Во время такта сгорания распылитель форсунки обдается раскаленным газом, а давление горючего, поставку которого она контролирует, переваливает за 200 бар. Столь высокие цифры обеспечивает высокотехнологичный топливный насос, созданный с использованием особых материалов. Именно поэтому любой сторонний элемент при попадании в сам насос или форсунку способен нанести повреждения рабочей поверхности, тем самым привести к разгерметизации. Помимо этого, клапана и седла обладают минимальными зазорами в сопряжении, поэтому инородные отложения на них также могут сулить серьезными проблемами. Ликвидировать весь «мусор» следует с особой осторожностью, соблюдая известную медицинскую заповедь: не навреди!
Но это все теория, как же обстоит дело на практике? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к техническим специалистам крупных компаний, которые не понаслышке знакомы с процессом чистки форсунок на двигателях с непосредственным впрыском горючего.
1. Какое влияние оказывают топливные присадки на работу датчиков кислорода и каталитического нейтрализатора?
Volkswagen: оригинальные присадки в топливо, которые рекомендованы нашей компанией, не имеют негативного воздействия на датчики кислорода и каталитический нейтрализатор. Что касается присадок сторонних производителей – о них достоверная информация отсутствует.
Ford: при использовании специальных жидкостей (например, компании Tunap), нет риска повредить систему «питания» и другие элементы двигателя. Кроме того, для проведения очистки существуют сервисные инструкции для дилеров, а эффективность применяемых ими присадок подтверждена тестами.
Bosch: топливные присадки могут нанести урон датчикам кислорода и каталитическому нейтрализатору, а перед их использованием необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями производителей.
2. Есть ли необходимость в очистке системы непосредственного впрыска?
Volkswagen: чтобы система впрыска находилась в хорошем состоянии, необходимо при прохождении каждого регулярного ТО заливать в топливный бак присадки, которые разрешены стандартом VW 507 53 B, однако технический регламент по промывке компонентов двигателя у концерна отсутствует. Но стоит помнить, что гарантийная поддержка со стороны производителя снимается в случае повреждения механической части двигателя, каталитического нейтрализатора, топливной аппаратуры и кислородных датчиков при самостоятельной очистке.
Ford: процессу очистки системы непосредственного впрыска должна предшествовать комплексная диагностика, которая и выявляет – требуется ли промывка камеры сгорания и клапанов, либо можно ограничиться лишь чисткой форсунок. Ликвидация «мусора» из форсунок допускается с использованием ультразвуковой мойки, либо с помощью специальных жидкостей.
Bosch: необходимость промывки форсунок следует выявлять лишь посредством диагностики. Сам процесс лучше осуществлять на специальном стенде, после демонтажа форсунок с двигателя.
3. допускается ли вообще очистка форсунок непосредственного впрыска при загрязнении, или лучше их менять на новые?
Volkswagen: дилер может предложить промыть форсунки в ультразвуковой ванне после проведения диагностики. Однако подобная процедура подходит не всем форсункам, так как у некоторых из них из-за конструктивных особенностей могут быть не только удалены загрязнения, но и разрушены керамические и полимерные покрытия запорной иглы, фильтрующие элементы и седло клапана. Кроме того, данный способ требует обязательного демонтажа форсунки, а также последующей замены уплотнительных колец и опорных шайб.
Ford: возможность чистки форсунок определяется характером загрязнения. Обычно их промывка ультразвуком (без подачи тока на обмотку управления клапаном) осуществляется лишь для удаления твердых углеродистых отложений. Кроме того, после проведения данной процедуры необходимо проконтролировать рабочие характеристики форсунок.
Bosch: чистка форсунок должна проходить только на специальных стендах, так как форсунку закрепляют определенным способом (чтобы электрические контакты оставались на поверхности), а не просто погружают в ультразвуковую ванну. Полноценно форсунка очищается только в том случае, когда ее подключают к стенду, подающему команды на открытие и закрытие клапана. После проведения промывки, форсунку необходимо проверить по ряду параметров – герметичность, факел распыла, пропускная способность и т.д. Если хотя бы один из них не соответствует норме – форсунка нуждается в замене. Также стоит отметить, что форсунки с керамическим покрытием лучше не чистить ультразвуком – оно может быть разрушено.
Вывод здесь напрашивается сам за себя:
Проводить промывку топливной системы необходимо лишь тогда, когда проведена комплексная диагностика (включая эндоскопию цилиндров), подтверждающая загрязненность компонентов, а коды ошибок в «мозгах» двигателя свидетельствуют о наличии неисправности.
Допускается использование топливных присадок для очистки, но только рекомендованных производителем.
После демонтажа форсунок с целью очистки на специальном стенде необходимо установить новый комплект уплотнительных колец и опорных шайб.
Стоит помнить, что промывка топливной системы непосредственно на автомобиле с использованием моющей установки может вывести из строя кислородные датчики и каталитический нейтрализатор, так как в таком случае невозможно правильно оценить степень засоренности мотора. Любой «мусор», попавший в нейтрализатор, способен вызвать локальный перегрев керамических сот и их разрушение.