Найти в Дзене

Бимузыкальность

Термин "world music" толком на русский язык не переводится. Традиционно его переводят как "этнику" или "этно", но его значение шире. На самом деле это не музыковедческая категория, а маркетинговая (возможно, отсюда и сложности с терминами). В "мировую музыку" попадают и аутентичные народные записи, и нео-традиционные записи с элементами западной музыки, и фолк — западная музыка с элементами народной, и всевозможные смешения стилей. Изобрёл этот термин музыковед Боб Браун в шестидесятых годах XX века. Он вёл программу для студентов в Уэслианском университете и пригласил множество исполнителей из Азии и Африки, чтобы устроить серию учебных концертов... Зачем нужны были эти концерты? Чему хотел научить студентов Браун? *** ...На самом деле гораздо интересней другой термин. Браун его не изобрёл, авторство термина принадлежит его предшественнику Мэнтлу Худу. Но Браун сделал его известным — как позже, в восьмидесятых маркетологи музыкальных магазинов сделали известным брауновский термин "w

Термин "world music" толком на русский язык не переводится. Традиционно его переводят как "этнику" или "этно", но его значение шире. На самом деле это не музыковедческая категория, а маркетинговая (возможно, отсюда и сложности с терминами).

В "мировую музыку" попадают и аутентичные народные записи, и нео-традиционные записи с элементами западной музыки, и фолк — западная музыка с элементами народной, и всевозможные смешения стилей.

Изобрёл этот термин музыковед Боб Браун в шестидесятых годах XX века. Он вёл программу для студентов в Уэслианском университете и пригласил множество исполнителей из Азии и Африки, чтобы устроить серию учебных концертов...

Зачем нужны были эти концерты?

Чему хотел научить студентов Браун?

***

...На самом деле гораздо интересней другой термин.

Браун его не изобрёл, авторство термина принадлежит его предшественнику Мэнтлу Худу. Но Браун сделал его известным — как позже, в восьмидесятых маркетологи музыкальных магазинов сделали известным брауновский термин "world music".

Бимузыкальность

Что это такое?

Наш слуховой опыт намертво забит западной музыкальной системой, европейской гармонической тональностью. Её впитывают с молоком матери. Она звучит изо всех динамиков.

Даже та музыка, которая — возвращаясь к теме маркетинга — "продаётся" как альтернативная, "незападная", всё равно очень часто основана на европейской системе.

Иначе — не продать.

***

Гармоническая тональность вышла из Италии в семнадцатом веке и вскоре поработила мир. Она уничтожала аборигенные музыкальные культуры так же эффективно, как “ружья, микробы и сталь” европейцев уничтожали аборигенов. Гармоническая тональность просто садилась на них сверху, как Морра, и они остывали.

Весь мир принадлежит ей. Кей-поп? Джей-рок? Скандинавский фолк? Американская кантри-музыка? Кельтский метал? Русская попса? Пенджабский рэп?

Европейская.

Гармоническая.

Тональность.

Представьте, что весь мир говорит на английском языке, а от остальных языков остались только скудные исторические свидетельства. Да, английский прекрасен и на нём писал Шекспир; но ведь многоязычный мир всё равно прекраснее и богаче...

Европейская гармоническая тональность — не единственная музыкальная система в мире. Есть множество других. Даже в Европе есть и не-гармонические, и не-тональности... Но с непривычки иная музыка кажется нам неправильной, нестройной, хаотичной. Не музыкой вообще.

-2

Так зачем же Боб Браун выписывал музыкантов из Азии и Африки в шестидесятых?

Он хотел, чтобы студенты стали если не полиглотами в области музыкальных языков, то хотя бы билингвами. Он понимал, что нельзя всерьёз изучать музыкальную теорию, зная единственный язык — язык гармонической тональности.

***

Сейчас, к счастью, эта проблема уже неактуальна. Интернет устранил её. Аутентичные записи находятся на расстоянии нескольких кликов мышкой. Мы легко можем найти и послушать и индонезийский гамелан, и традиционную музыку флейты сякухати, и записи песен племён Африки или Южной Америки.

Но так было не всегда.

Создатели Золотой пластинки "Вояджера" стремились представить перед гипотетическими инопланетянами музыку Земли во всей полноте. И они были очень ограничены в выборе. Часто они вообще не могли выбирать и включали в подборку единственную запись, какая была доступна.

А за десятилетия до них другие учёные и исследователи боролись за то, чтобы народная и неевропейская музыка вообще записывалась...

(А за столетия до этого первые собиратели народных песен — они записывали только слова и ноты, даже фонографа тогда ещё не было — "исправляли" народные песни, приводя их в соответствие с правилами гармонической тональности. Но это отдельная история и про неё будет отдельный рассказ.)

-3

Так что мы живём в замечательное время! Музыкальные системы, которые устояли перед напором гармонической тональности, зафиксированы. У них есть свои поклонники и продолжатели традиций. Скорее всего, они выживут...

***

В том, что касается музыкальных систем, мы с вами находимся в положении "англоговорящих". Наша привычная, "естественная" для нас музыкальная система — главная в мире, интернациональная, и нам, вроде бы, совершенно необязательно учить другие языки.

Но ведь это так интересно!

Боб Браун когда-то выбрал для формирования "бимузыкальности" у студентов индонезийский гамелан. Это одна из развитых музыкальных систем, у гамелана есть своя теория (хотя не исключено, что он просто нравился Брауну).

Попробуем и мы двинуться в сторону бимузыкальности!

Гамелан.

Японская музыка для флейты сякухати.

Если у вас нет опыта слушания альтернативных систем, вам должно показаться, что в музыке чередуются "понятные и логичные" фрагменты с "нелогичными и бессмысленными". Это нормально.

Попробуйте допустить, что чередования фрагментов нет. Вся музыка логична внутри себя.

Попробуйте уловить эту логику и её красоту.

И вы — может быть — станете бимузыкальным... :)

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!