Найти тему
Б. Александр

Необычный Питер: коммунистический музей на Петроградке

В этой статье речь пойдет о музее С. М. Кирова на Каменоостровском проспекте. Музей расположен в доме 26-28 на Каменоостровском проспекте в т. н. "Доме трех Бенуа". Такое прозвище дом получил из-за того, что был построен по проекту трех представителей семьи Бенуа.

Строительство этого дома было закончено в 1914 году. На момент постройки он считался одним из самых комфортных и благоустроенных домов в тогдашней российской столице. В доме было уже встроенное паровое отопление, своя электростанция, имелся лифт, телефон, гаражи и мусоросжигательная печь.

-2

Здание было построено в стиле неоклассицизма, что очень хорошо видно по следующим архитектурным элементам:

1. Греческим фронтонам над окнами

-3

2. Характерным для классицизма балюстрадам

-4

3. Колоннам такого вида

-5

4. Античным статуям на фасаде

-6
-7

5. Античным барельефам на перилах балконов

-8

Музей С. М. Кирова располагается на последнем и предпоследнем этажах в одной из парадной этого замечательного дома.

-9

Парадная не поражает своим убранством, но выглядит довольно опрятно и уютно

-10

Перед входом имеется небольшое место для консьержа

-11

На окнах парадной сохранились оригинальные задвижки

-12
-13
-14

Перила также выглядят потрясающе красиво

-15
-16

Также замечу, что в этой парадной почти нет жилых квартир. Очень много квартир заняты городскими ведомствами, в том числе есть и один из отделов ФСБ (по понятным причинам его дверь я фотографировать не стал).

Ближе к верхним этажам появляются элементы исторической атмосферы, которую тщательно создают музейные работники при помощи создания таких интересных вещей

-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Как я писал выше, музей расположен на 2-х этажа: на одном располагается постоянная экспозиция, посвященная ленинградским детям в 20-х годах, а на другом этаже находится сама квартира Кирова и экспозиция "Совершенно переделать человека", рассказывающая о том, какие эксперименты в сфере образования проводила советская власть в 20-30 годах.

Я начал изучение музей с просмотра экспозиции о ленинградских детях 20-х годов. В первой комнате рассказывалось о т.н. "Детских очагах" и новым именам, которые предлагались давать новорожденным.

-24
-25
-26

Детский очаг - это прообраз современного детского сада. До революции в Российской империи не существовало дошкольного образования, детей воспитывали в семье. В связи с установлением в стране курса на индустриализацию, стране понадобились дополнительные рабочие руки. Женщины также трудились на производствах в несколько смен (включая ночную), поэтому заботу о подрастающем поколении на себя взяло государство. При фабриках и заводах открывались "Детские очаги", где дети находились круглосуточно. Детей там воспитывали, приучали к самостоятельности и умению работать в коллективе.

Пример того, как выглядели детские очаги:

-27
-28
-29
-30
-31
-32

Безусловно, "детские очаги" были политизированы. Детям с малых лет рассказывали о том, что им предстоит стать строителями коммунизма.

Еще в этой комнате был календарь революционных имен:

-33

В годы сильнейшей антирелигиозной борьбы всячески пропагандировался отказ от называния детей по святцам (как это было до революции). Советская власть создала свой календарь имен и всячески популяризировала его:

-34
-35
-36

Очень интересное открытие, до этого я не знал о таком эксперименте в СССР.

Еще несколько полок были посвящены "торгсину". Торгсин - это специальная организация в СССР, которая занималась торговлей с иностранцами, которая существовала с 1931 по 1936 год. В это время в СССР была карточная система на продукты, но в торгсине можно было купить все без карточек. Другое дело, что принимал торгсин только валюту и драгоценные металлы. В магазинах торгсина было много товаров, которые отсутствовали в обычных советских магазинах.

-37
-38
-39
-40

На стене висит плакат, посвященный первому беспосадочному перелету Москва - Северный полюс - Ванкувер.

-41

Этот перелет в 1937 году выполнил экипаж во главе с летчиком Валерием Чкаловым.

-42

Следующая комната посвящена детям школьного возраста, организации их досуга и борьбе с беспризорниками.

Скаут - в переводе означает "разведчик". Мало кто знает, но скауты были еще в Российской империи. После революции на смену организации скаутов пришел РОЮР - Российская организация юных разведчиков.

-43

Разработку программ для РОЮР поручили скаут-мастеру Валентину Цауне. РОЮР занималась тем же, чем и ее предшественница - учила детей и подростков выживать в лесу, ориентироваться на местности, изучали следы животных и различные виды полезных растений.

-44

Но у РОЮР был один недостаток - она не занималась политическим воспитанием молодежи, а просто обучала их полезным навыкам.

-45

Из-за этого в 1922 году РОЮР была расформирована, а внешкольным образованием поручили заниматься Детской коммунистической организации юных пионеров имени Спартака (после смерти Ленина - имени В. И. Ленина). Скаут-мастерам было запрещено возглавлять какие-либо молодежные организации.

Также в этой комнате были собраны две экспозиции: вещи характерные для мальчиков того времени и вещи, характерные для девочек того времени.

Воссозданная комната с вещами мальчика:

-46
-47
-48
-49

Воссозданная комната с вещами девочки:

-50
-51
-52
-53

Посередине этого зала находится воссозданная часть школьного класса 20-30 годов

-54
-55

На столе стоит проектор, собранный еще в дореволюционные времена:

-56
-57

Рядом стоит стенд со спец. сообщениями о контр-революционных настроениях среди школьников:

-58
-59
-60

Стенд с показателями, которых достигла советская власть:

-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68

После окончания осмотра этого кабинета я спустился в саму квартиру Сергея Кирова

-69

Сергей Миронович Киров - российский революционер, первый секретарь Ленинградского горкома партии.

-70

Родился он в 1886 году в Вятской губернии (ныне Кировская область), рано остался сиротой и был отдан в приют. Окончив городское училище, в 1901 году поступил Казанское низшее механико-техническое промышленное училище, которое заканчивает в 1904 году с наградой за отличную учебу.

После окончания училища начинает работать чертежником в томской городской управе, в этом же году вступает в РСДРП. Выбирает себе партийный псевдоним "Серж". В 1905 году организовывает крупную забастовку на Ж/Д станции Тайга, в 1906 году попадает в тюрьму. После Октябрьской революции принимает активное участие в установлении советской власти на Кавказе, становится первым секретарям компартии Азербайджана.

-71

В 1926 году назначен первым секретарям Ленинградского горкома и направлен в Ленинград для борьбы с зиновьевской оппозицией. За год он проводит более 180 выступлений перед рабочими на заводах. Под его руководством в Ленинграде начинает области начинает более динамично развиваться промышленность, бодро стартует коллективизация. С. М. Киров внес большой вклад в укрепление промышленного и оборонного потенциала Ленинграда.

В 1934 году убит в Смольном. Именно после убийства Кирова Президиум ЦИК СССР принял постановление «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик»: «Следственным властям — вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком. Судебным органам — не задерживать исполнение приговоров…»

Киров очень сильно любил охоту, поэтому в его квартире огромное множество охотничьих трофеев.

-72
-73
-74
-75
-76
-77

Киров постоянно занимался самообразованием. Поэтому в его доме была большая библиотека, которая насчитывала несколько тысяч книг:

-78

Киров читал не только специализированную, но и художественную литературу.В частности, в его библиотеки были полные собрания сочинений Пушкина и Толстого.

-79
-80

Многие предприятия Ленинграда дарили первому секретарю образцы свой продукции. В частности, радиола Р-1, которую в 1932 году выпустило Всесоюзное электротехническое объединение:

-81

Сверху на радиоле стоит радиоприемник американской фирмы "Westinghouse"

-82

-83

Этот радиоприемник - далеко не единственный образец зарубежной техники в квартире Кирова. Еще у него был холодильник "General Electric":

-84
-85
-86
-87
-88
-89

Отличительной чертой Кирова было то, что он очень сильно любил работать руками (как я писал выше - он закончил техническое училище), поэтому у него дома был верстак с инструментами

-90
-91

После осмотра квартиры я двинулся к выставке "Совершенно переделать человека", которая посвящена образовательным реформам в 20-30 годах. Экспозиция очень грамотно организована: много наглядного материала и интерактивных элементов.

На экспозиции рассказывается о следующих фактах:

1. Реформе русской орфографии (реформе правописания). В 1918 году была проведена реформа русского языка, которая исключила из алфавита несколько букв и изменила некоторые правила.

-92
-93

В частности:

  • из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И;
  • исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант);
  • изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но расступиться);
  • в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание -аго после шипящих заменялось на -его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -аго заменялось на -ого, а -яго на -его (например, новаго → нового, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія — на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);
  • словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;
  • словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) — на её (неё).

Эта реформа широко обсуждалась и готовилась еще до революции, но реализовать ее смогли только большевики. Исключения ненужных букв значительно упростило некоторые бессмысленные правила языка и сделало его изучение более доступным для широких масс населения.

Работники музея воссоздали игру, в которую играли школьники Советской России. Цель игры - понять, какие буквы исключили и закрепить это при помощи игры.

Перед вами доска, с двумя разделами:

1. Буквы-труженики - те буквы, которые постоянно используются и нужны для донесения смысла

2. Буквы-тунеядцы - те, которые только излишне усложняют правила и ни несут никакой смысловой нагрузки

-94

Каждую букву нужно поставить в ту зону, которой она соответсвует:

-95
-96
-97

Обратите внимание, как интересно буквы отражают свою классовую принадлежность:

-98
-99
-100
-101
-102

2. Переход на международные на метрическую систему мер - в России давно обсуждался переход на метрическую систему мер. Метрической системе начала постепенно даваться зеленый свет еще до революции. В частности, использование метрической системы стало доступно в России по закону от 4 июня 1899 года. Применение метрической системы мер в РСФСР стало обязательным по декрету СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года.

-103

Но как перевести население на новую систему мер? В этой нелегкой задаче было решено задействовать творчество.

-104

В частности, Владимир Маяковский сочинил огромное число легких и веселых стихов, которые позволили советским гражданам быстро запомнить новые меры и научиться понимать их значение в старых мерах.

-105
-106

Старая система мер тормозила развитие торговли и международное сотрудничество в области промышленности.

3. Переход на новый календарь. К началу 20 века в мире существовало 2 календаря:

1. Юлианский - введенный еще Юлием Цезарем (старый стиль)

2. Григорианский - исправленный папой римским Григорием XIII (новый стиль) - плюс 13 суток

В России был действовал Юлианский календарь, что приводило к тому, что даты в России и западной Европе отличались. Новое стиль был введен 31 января 1918 года. Заснув 31 января люди проснулись 14 февраля. Таким нехитрым способом было ликвидировано отставание России от Европы во времени всего за один день.

-107

Грамотой в Российской империи владели менее 40% населения!

-108

Безусловно, что такая плачевная ситуация требовала радикальных реформ и массовой ликвидации безграмотности.

В 1919 году был издан «О ликвидации безграмотности в РСФСР», согласно которому всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке.

В каждом городе был создан т.н. "ЛикПункт" - место, в которое мог поступить взрослый человек и в течение нескольких месяцев освоить базовые навыки письма и чтения. Во время НЭПа ЛикБез не смог распространиться так быстро, так как занятые в частном секторе работники не имели социальных гарантий и не могли раньше уходить с работы на учебу.

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн. Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. К 1936 году через ЛикБез прошло около 40 млн. человек.

Экспозиция, посвященная педологическим экспериментам в раннем СССР.

-109
-110

Педология - это лженаука, зародившаяся в США. В раннем СССР её активно внедряли радикальные левацкие элементы в большевистской партии.

Педология базировалась на идеях социал-дарвинизма и сергегации людей.

Цитата, которая говорит о сути педологии
Цитата, которая говорит о сути педологии

Педология активно внедряла тестовую систему проверки знаний и оценивания ребенка. Но в 1936 году все педологические эксперименты были свернуты.

Педология сводилась к бесчисленным тестированиям учеников, которые имели своей целью доказать, "наследственную" и "биосоциальную" природу неуспеваемости ученика.

Ребенку в 6-7 лет задавали казуистические вопросы, после чего определялся его педологический возраст и степень его умственной одаренности. Таким образом

педологи определяли детей, который из-за своей "наследственности" не являются одаренными и подлежат удалению из нормальной школы.

Т.е. ВКП (б) поняла, что в советском обществе, где провозглашалось равенство, детей сортировали на "способных" и "неспособных" и признала ошибку. ЦК ВКП (б) осудило практику педологии: "Она бизируется на ложно-научных антимарксистских положениях. Такая теория ставит своей целью доказать особую одаренность и особые права на существование эксплуататорских классов и "высших расс" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших расс".

-112

Следующий стенд был сделан по мотивам игры, опубликованной в одной из ленинградских газет 30-х годов.

-113

Тут нужно было соотнести революционные события и места в Ленинграде, в которых они происходили.

-114

Нужно было выбрать правильный вариант ответа при помощи пульта с тумблерами

-115

События и места были обозначены буквами и цифрами

-116
-117

Меня очень порадовала интерактивность музея. Перед приходом я ожидал, что увижу старый музей с давно не меняющимися экспозициями, но я был приятно удивлен.

Следующий стенд был на знание марксистско-лининской теории. Нужно было ответить на вопрос, а затем посмотреть правильный ответ

-118

С одной стороны задавался вопрос:

-119

С другой можно было выбрать один из вариантов ответа:

-120

Чтобы понять, правильно ли ты ответил, нужно было повернуть этот куб:

-121

После окончания теста все кубы складывались в фразу "Ты коммунист":

-122

Учитывая, что я имею некоторое представление об этой дисциплине, то на большинство вопросов я ответил верно :)

Рядом с этим стендом были интересные доски, из которых можно было узнать алгоритм вступления в ВКП (б):

-123

Обратите внимание, что стаж для рабочих намного меньше, чем для служащих:

-124

Тоже самое и с количеством необходимых рекомендаций. Для рабочих требуется 2 рекомендации, а для служащих - целых 5:

-125

В конце экспозиции приведены отрывки из интервью людей, живших в 30-е годы. Большинство из них крайне положительно отзываются об этом времени

-126
-127

Вот и закончился мой поход в музей С. М. Кирова.

-128

Я был очень удивлен не только тем, насколько интересна и интерактивна экспозиция музея, но и его политической позицией. В то время, как большая часть музеев занимают строго антисоветскую позицию, в музее С. М. Кирова пытаются показать все достоинства и недостатки ушедшей эпохи.

-129