Найти в Дзене

Концерт для инопланетян

К борту "Вояджера" прикреплена круглая алюминиевая коробка. В ней хранится позолоченный диск — Золотая пластинка "Вояджера". На пластинке записаны научные данные, приветствия и обращения, звуки Земли — и музыка.

В августе 2007 года "Вояджер" покинул Солнечную систему.

Он по-прежнему работает, связь с ним не потеряна, и учёные надеются сохранять её ещё несколько лет.

"Это — подарок от маленького далёкого мира: наши звуки, наша наука, наши изображения, наша музыка, наши мысли и чувства. Мы пытаемся выжить в наше время, чтобы жить и в вашем. Мы надеемся, настанет день, когда будут решены проблемы, перед которыми мы стоим сегодня, и мы присоединимся к галактической цивилизации. Эти записи представляют наши надежды, нашу решимость и нашу добрую волю в этой Вселенной, огромной и внушающей благоговение".
Золотая пластинка, обращение президента США Картера

Несколько лет назад на сайте НАСА выложили всю информацию с Золотой пластинки.

Золотая пластинка "Вояджера".
Золотая пластинка "Вояджера".

Создатели Золотой пластинки не ставили перед собой цели отобрать для неё только знаменитейшие шедевры. Цель была другая: представить музыку Земли во всём её многообразии. Музыку Юга и Севера, гор и равнин, великих стран и лесных племён, музыку деревень и филармоний... На пластинке двадцать семь произведений. Это девяносто минут музыки.

Какая же музыка будет — возможно — представлять земную цивилизацию перед инопланетным разумом?

***

1.

Величайший композитор человечества — Иоганн Себастьян Бах. Его место в музыке похоже на место Шекспира в литературе: блистательное совершенство и непревзойдённая глубина. Да, прошли столетия, сменилось несколько эпох. Многие произведения устарели. Его может быть трудно понять, он слишком старый, слишком сложный. Но его значение невозможно оспорить.

И — первые такты Токкаты и Фуги ре-минор звучат постоянно и повсюду, в самых неожиданных местах и контекстах, точно так же, как первые фразы монолога Гамлета.

Но на Золотой пластинке оказались другие произведения Баха.

Первая часть Второго Бранденбургского концерта, фа-мажор, написана в 1721 г. Всего концертов шесть. Они предназначались в подарок маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому. Вряд ли они исполнялись при жизни Баха. Но именно Бранденбургские концерты считаются одним из самых "прогрессивных" его произведений — устремлённых в будущее, предвосхищающих дальнейшее развитие европейской музыки.

2.

За ними следует запись с острова Ява, из Индонезии. "Puspawarna" (переводится как "Виды цветов") — это пьеса для гамелана, яванского оркестра. Гамелан примечателен прежде всего тем, что это достаточно подробно разработанная, профессиональная, и при этом совершенно неевропейская музыкальная система. Например, вместо мажора и минора там собственные лады — слендро и пелог.

Балийский гамелан.
Балийский гамелан.

Поначалу звучание гамелана может показаться хаотичным. Но и звучание симфонического оркестра кажется хаотичным тем, кто к нему не привык.

3.

Третья запись — сенегальские барабаны. Это одна из полевых этнографических записей музыковеда-путешественника Шарля Дюваля. Барабаны джембе называются также "исцеляющими барабанами".

Барабаны джембе.
Барабаны джембе.

По сути африканская музыка для барабанов — это ещё одна альтернативная музыкальная система, не такая, как европейская и индонезийская. В африканской системе главную роль играет не высота звука, не мелодия, а ритм — многослойный, сложный, переплетающийся.

4.

Ещё одна полевая музыковедческая запись. Её сделал антрополог Колин Тёрнбулл. Это песня пигмеев из Заира, которая поётся девушками в честь праздника инициации. Пигмеи — одно из самых архаичных племён на планете. Предполагалось, что и музыка их должна быть архаичной, наиболее похожей на музыку древних людей. Но на самом деле здесь нет связи. История пигмейских племён такая же долгая, как история других народов, и музыка их всё это время могла развиваться по-своему.

Изготовление праздничной накидки.
Изготовление праздничной накидки.

Эта девичья песня очень похожа на другие старинные народные ритуальные песни: она сложена из повторения мелодических формул.

5.

Вместе с предыдущей записью пятая представляет архаичные племена Земли. Это песни австралийских аборигенов, "Утренняя звезда" и "Птица-демон". Песни записала австралийский антрополог Сандра ЛеБрюн Холмс в 1962 г. Сохранились имена исполнителей: Том Джава играл на палочках, Мудпо на диджериду, а Валипару пел.

Джава был также художником; его работы представлены в Национальном музее Австралии. "Утренняя звезда" — это "клановая песня", она повествует об истории семьи и связи с землёй и духами предков. А птица-демон моркои — это злой дух, который стремится заманить души умерших подальше от дома.

Песни выбраны не случайно. Одна из них говорит о Земле, другая — о странствии в холодном космосе.

Австралийцы играют на диджериду и палочках.
Австралийцы играют на диджериду и палочках.

6.

Шестая запись — мексиканская песня El Cascabel, "Колокольчик". Её исполняют Лоренцо Барселата и ансамбль мариачи.

Латиноамериканская музыка основана на европейской музыкальной системе. Но её своеобразие настолько яркое, что её невозможно с чем-либо перепутать.

Продолжение следует...

Ссылки:

Сайт НАСА, записи с Золотой пластинки.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!