Как «Тараканище», второй том «Мертвых душ», «Мастер и Маргарита» и другие произведения заставили страдать своих авторов, а в некоторых случаях и читателей
Талантливые авторы неоднократно становились жертвами своих же произведений — сходили с ума, впадали в депрессию, лишались поддержки близких, а некоторые даже умирали или подводили к краю пропасти других. Истории Гоголя, Булгакова, Чуковского, Пастернака и Лондона тому подтверждение.
«Мертвые души» 2.0 — безумие и смерть
Современники Гоголя знали его как сатирика, автора-мистика, который искусно описывал мир нечисти. При этом Николай Васильевич ходил на исповеди, слушался духовника и пытался строгим постом избавиться от изнуряющих перепадов настроения. Сегодня в его медицинской карте написали бы «маниакально-депрессивный психоз». В приступах мании Гоголь писал живые, яркие произведения, а в депрессивной фазе не видел смысла в творчестве и считал себя ничтожеством. В один из таких периодов он писал второй том «Мертвых душ» — и книга вымотала его окончательно.
Он знал, что болен, и боялся этого состояния. Поэтому в очередной «темный» период попытался отдать рукопись второго тома «Мертвых душ» на хранение графу Александру Толстому, у которого жил. Граф отказался — хотел поддержать писателя и показать, что совсем не считает его больным. Рукопись Гоголь сжег 24 февраля 1852 года и после этого слег, устав бороться.
Десять дней Гоголь лежал молча и ничего не ел. Писатель умер от слабости и голода, но неизвестно, сделал ли он это специально или у него уже не было сил выйти из этого состояния. Будучи набожным христианином, Гоголь не посмел бы совершить самоубийство открыто, а вот заморить себя голодом под видом строгого поста — вполне мог. Прямой вины «Мертвых душ 2» в этой смерти нет, но косвенной достаточно.
«Мастер и Маргарита» — проклятие свиты Воланда
ИЛИ
ИЛИ
Даже самые большие скептики и материалисты из творческой среды крестятся, плюют через левое плечо и стучат по дереву, когда речь заходит о театральной инсценировке или экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вам расскажут о страшных переломах, неизлечимых болезнях, семейных неудачах и невероятном невезении, которые преследуют тех, кто играет в «Мастере и Маргарите». А роман-то в принципе не такой уж и страшный — немного о дьяволе, но больше о жизни Москвы 1930-х годов.
Последний пример — одноименный многосерийный фильм режиссера Владимира Бортко вышел в 2005 году, а в течение следующих 10 лет не стало 18 человек из числа занятых в нем актеров и технического персонала. Из сыгравших наиболее значимые роли в сериале умерли Владислав Галкин (он сыграл Ивана Бездомного), Александр Абдулов (Фагот), Кирилл Лавров (Понтий Пилат) и Валерий Золотухин (Никанор Босой).
Олег Янковский, который отказался играть Воланда в этой постановке, объяснил свое нежелание тем, что «дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться». Янковский умер в 2009 году, а сыгравший Воланда Олег Басилашвили жив до сих пор — и это хоть немного, но ставит под сомнение легенду о проклятии
«Доктор Живаго» — торжество воинствующего невежества
Роман «Доктор Живаго» Борис Пастернак писал 10 лет. Это было произведение мирового уровня, в СССР роман публиковать отказались. Отношение Пастернака к Октябрьской революции сильно отличалось от рекомендуемого всем членам Союза писателей, и в романе — скорее драматическом, чем сатирическом — советские цензоры усмотрели опасность.
Тогда Пастернак нашел способ издать роман за рубежом, в Италии. Вскоре книгу перевели на 23 языка, а автору присудили Нобелевскую премию по литературе. В Союзе на это известие отреагировали оригинально — Пастернака начали шельмовать в прессе, выгнали из Союза писателей за осквернение образа советского народа, а потом и вовсе предложили покинуть страну.
Пастернак не хотел уезжать и под давлением отписал в Стокгольм, что вынужден отказаться от премии. На время травля утихла, ему разрешили остаться на родине. В 1959 году в западной прессе появилось стихотворение Пастернака «Нобелевская премия» с такими строками:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
После этого преследования возобновились, Пастернака допрашивали в прокуратуре и угрожали завести уголовное дело по статье «измена Родине». Все это окончательно подорвало силы писателя. В 1960 году он умер от рака легких. В СССР «Доктор Живаго» вплоть до 1988 года существовал исключительно в самиздате. Всем, кто рискнул его прочесть на тонких копировальных страницах и в безликих папочках, грозили крупные неприятности с советским законом.
«Тараканище» — выдуманное проклятие
ИЛИ
Сказку в стихах «Тараканище» Чуковский написал в 1921 году, а издали ее через два года. Проблемы с ней начались куда позже. Но их автор придумал сам. В 1934 году Осип Мандельштам в стихотворении «Горец» написал: «Тараканьи смеются усища, и сияют его голенища». После этой строчки многие стали проводить параллели с произведением Чуковского и режимом Сталина. В «Тараканище» речь идет о том, что на уютный и спокойный звериный мир обрушивается диктатор-таракан и вселяет ужас даже в волков и слонов. Потом таракана съедает воробей.
Во время написания сказки Сталин был рядовым функционером и еще не стал символом террора и диктатуры. Но уже в начале, и более того в конце 30-х годов такие аллюзии могли стоить писателю свободы или даже жизни. Мандельштама замучили до смерти именно за стихотворение «Горец».
Чуковский испугался, что советская цензура усмотрит в его детском произведении крамолу. Чтобы не привлекать лишнего внимания, он отказался от общения с племянником, математиком Рохлиным, которого советская власть не жаловала. При этом Чуковский, как и раньше, смело подписывал обращения об освобождении творческой интеллигенции из лагерей.
Детская сказка «Тараканище» не принесла Чуковскому никаких неприятностей в реальности. Но постоянное напряжение сделало его мнительным и нервным, а еще лишило дружбы с частью семьи.
«Бюро убийств» — смерть веры в себя
Джек Лондон в последние годы жизни был полной противоположностью своих героев — жизнелюбивых и смелых. Он много пил, сильно переедал, курил по 60 сигарет в день, а потом и вовсе подсел на морфин. Физическое состояние перекликалось с моральным — писателю не хватало вдохновения, чтобы придумывать образы и писать так же хорошо, как раньше.
Идею романа «Бюро убийств» он не выстроил сам, а купил задешево у начинающего писателя Синклера Льюиса. Сюжет соответствовал ранним идеям Лондона о мире, где правда и справедливость часто достигаются жесткими, а порой и жестокими методами. Но Лондон очень тяготился тем, что сюжет ему не принадлежит, поэтому писал медленно и с перерывами. В рукописи было огромное количество правок. Писатель возвращался к ним снова и снова, и в итоге впал в настоящую депрессию.
Умер Джек Лондон от проблем с почками, которые были результатом нездорового образа жизни. Депрессия из-за ощущения собственной «писательской никчемности» только усугубила тяжелое состояние и ускорила дело. После смерти писателя по его черновикам роман «Бюро убийств» дописал Роберт Фиш.
Нам важно знать ваше мнение. Ответите, пожалуйста, на 2 коротких вопроса. Вы поможете нам лучше угадывать ваши предпочтения для будущих статей.
Также смело нажимайте «палец вверх», если хотите, чтобы мы продолжали собирать для вас интересное из мира книг и все, что с ними связано.
До новых книг!
Ваш Book24