Найти в Дзене
TetsuManiac

Аннигиляция: (Не) бойся того, что внутри

Фильм "Аннигиляци" (Annihilation) почему то принято относить помимо жанра фантастического к жанру фильмов ужасов. Честно скажу: за всё время напугаться у меня не получилось ни разу. Я даже с трудом представляю, чем именно фильм должен пугать. Несмотря на присутствие достаточно откровенных сцен и наличие в киноленте персонажей весьма неприятной наружности, сами сцены сняты и озвучены не так, как в нормальных фильмах ужасов. Если Алекс Гарленд ставил перед собой задачу снять фильм ужасов, то он полностью провалился.

А вот как научно-фантастическая картина фильм полностью себя оправдывает. Тем более, что первоисточником для сценария послужила книга - «Southern Reach» писателя Джеффа Вандермеера. Завязка интригующая: профессор биологии, Лина (Натали Портман) уже год живёт, тоскую по потерянному мужу, Кейну (Оскар Айзек), который отправился на некое секретное задание, но не вернулся. И не понятно вернётся ли - о его судьбе не удаётся узнать ничего, все инстанции упорно молчат, ссылаясь на секретность. Но вот однажды Кейн просто появляется дома. Он ничего не помнит, почти ничего не может рассказать о том, что с ним происходило весь этот год. А спустя всего несколько часов у него начинается внутреннее кровотечение и судороги. Пока Лина сопровождает мужа в больницу, машину скорой помощи блокируют прямо на трассе военные и, предварительно вырубив профессора, увозят их с мужем на секретную базу.

-2

Тут женщина выясняет, что секретным заданием её мужа было проникновение, в составе экспедиции на территорию таинственной аномалии, названной "мерцанием". Она образовалась вокруг места падения небольшого метеорита, угодившего в маяк на побережье в национальном парке Блэкуотер и постоянно расширяется. И вот из этой таинственной области, с которой нет никакой связи, вернулся только один человек - Кейн, предположительно единственный выживший из уже второй экспедиции за сияющую завесу. Причём как и когда он вышел из изолированной области военные не знают.

Пока Кейн лежит в палате в нестабильном состоянии - отказывают один за другим внутренние органы - Лина собирается с командой из ещё четырёх женщин-учёных в новую экспедицию, надеясь отыскать там ответы на все вопросы.

-3

Как только действие картины переносится в область Мерцания, фильм раскрывает зрителю свою сильнейшую сторону. Анимальная зона выглядит и красиво, и необычно, и таинственно. Она напоминает одновременно и фантастическую планету Пандора из "Аватара" Кэмерона, и зону из "Сталкера", если бы кто-то додумался снять по этой вселенной фильм с бюджетом и возможностями лучших американских и европейских киностудий.

-4
-5

Актёрский состав не подкачал. Кто бы не занимался подбором каста для Аннигиляции - своё дело он знал. Безусловно Натали Портман выделяется на общем фоне, но у неё и времени экранного в разы больше, чем у остальных актрис из отряда.

Звуковое сопровождение у картины тоже прекрасно продумано. Где надо, оно помогает нагнетать обстановку. Таких сцен в фильме всего несколько, но они поставлены отлично. Действительно сидишь замерев и ждёшь, что же случится дальше. Вместо неуклюжих попыток напугать зрителя, "Аннигиляция" медленно, по частям, приоткрывает ему завесу над тайной. Это самая лучшая часть фильма.

Без минусов, к несчастью, не обошлось. И самый главный из них - общая затянутость. Почти всё интересное, что происходит в фильме, сосредоточено на зоне "мерцания". Но прежде, чем героини отправятся в свою экспедицию, зрителя почти час мучают тягомотной болтовнёй. На завязку можно было бы потратить раза в полтора-два меньше времени, и фильм от этого стал бы только лучше.

-6

Второй серьёзный минус - флэшбеки. Их много, некоторые повторяются аж по несколько раз (прям реально одни и те же кадры) и почти все они не несут смысловой нагрузки. Как минимум, сюжет они не двигают, характеры персонажей не раскрывают. Для чего они нужны - загадка почище, чем сам Маяк. По моему мнению, если убрать из фильма процентов 90 этих флэшбеков, он от этого только выиграет.

Третий минус - сюжетные дыры. Некоторые моменты очевидно нуждаются в лучшем объяснении, утруждать себя которым режиссёр не стал или не захотел. А зря. Экранное время, потраченное на демонстрацию обнажённой спины Натали Портман можно было потратить на толковые заплатки к сюжету. Объяснить как-нибудь выборочную амнезию Лины, к примеру. Или лучше объяснить природу мутации/эволюции, устроенной пришельцем. Но конечно, кому-то важнее снять пару постельных сцен.

Подытожив, могу сказать, что "Аннигиляция" - фильм, очень красивый, безусловно интересный и обладающий массой достоинств. Как фантастическая кинолента со смыслом, он точно стоит просмотра. Но ожидать не обманитесь с ожиданиями: картина сильно затянута и лишена динамики, но при этом интригует и держит в напряжении. В общем фильм на "посмотреть при случае, если выдастся свободное время".