Итак, почему заходя сюда (на мой сайт), Вы видите «ту известную картинку, где два эпичных мужика почти касаются друг друга»? В чем ее предназначение здесь? Все просто! Это одна из девяти фресок Сикстинской капеллы «сотворение Адама», (датированная примерно 1511 г.) на которой изображен тот самый момент, что следует из её названия.
Какого же было моё удивление, узнать в очертаниях бога и его свиты образ головного мозга человека! Хорошо знакомые с анатомией, замечают в очертаниях тел даже структуры мозга, соответствующие действительности. Поговаривают, хитрый Микеланджело также был сведущ в анатомии человека. И что, интересно, он хотел сказать таким образом? Что бог — продукт психики человека? Выглядит, как тонкий юмор — изображать это прямо в центре Сикстинской капеллы. Не правда ли? Но на деле Микеланджело имел в виду совершенно другое…наверное. Я смотрю на нее вне контекста остальных восьми фресок, возможно, это неправильно. В интернете Вы можете найти статьи, в которых дается анализ фрески искусствоведами и психологами.
В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Что затронула эта фреска во мне?
Фреска — произведение искусства, а искусство должно пробуждать в нас чувства, подталкивать к размышлениям и фантазям, возможно, на перемены внутри и снаружи. Я вижу в ней дилемму между миром тонким, миром идей и миром физическим. Есть сознание и есть тело. Где та точка, в которой одно переходит в другое? Где Дух соединяется с Материей? Ну и конечно, что из этого первично?
Современная физика вообще рассматривает материю, согласно специальной теории относительности, как особую форму энергии, так что с этим вопросом немного разобрались, но тема культурного слоя психики, сновидений, направления течения либидо и прочего все равно остается не познанной полностью. И что произойдет, когда человечество раскроет все эти тайны?
Одна официантка в кафе по соседству от моего места работы, студентка-психолог, сказала мне, что «скоро изобретут карту психики и тогда все остальные теории станут не нужны. Психика человека будет как «на ладони» и с ней можно будет делать все что угодно». Надо сказать, что это звучало немного страшно. Рациональное, застывшее в определениях и формулировках овладеет моей живой, изменяющейся душой. Что будет тогда?
Подводя итоги
Таким образом, эта работа художника для меня стала символом, в котором заключено все — и смысл, и бессмысленность моих духовных поисков. Это не помогло ответить ни на один вопрос. Да и что с того? Он бы родил тысячу других, более сложных вопросов. Зато эта работа принесла с собой нечто более ценное — ту самую жажду познания.
Не будет лишним добавить, что именно аналитическая психология Карла Юнга, на мой взгляд, приблизилась ближе всего в своих поисках к этому вопросу. И применяя её методы в консультировании и длительной личной терапии мы можем разглядеть наш личный миф, прикоснуться к собственному предназначению или истинному «Я», попутно разрешив конфликты далекого прошлого.