Найти в Дзене
Кабаре Вова Чё Морале

Мысли о государстве #3. Пенсия...

И снова мы говорим о пенсиях. На этот раз в разрезе того, что государство планирует повысить пенсионный возраст. Все статьи и споры на эту тему так и не смогли объяснить мне, зачем это нужно. Понятно, что какая-то экономия в этом присутствует, и другие государства вроде как тоже собираются так сделать. Но в этих государствах люди выходят на улицу и протестуют. Взрослые люди на улицы, естественно, не пойдут. И голосить о своих правах не станут. Это удел молодых да ранних, у которых, по моему скромному мнению, всё не так уж и плохо. Уж лучше, чем у пенсионеров, точно.

И снова мне хочется посмотреть на проблему с другой стороны. Или даже с нескольких других сторон. Я часто пытаюсь размышлять над пенсией. Будучи гражданином РФ, я имею некую зелёную, ламинированную бумажку, которая имеет к пенсии какое-то отношение. Всё остальное в этой теме для меня тёмный лес. Накопительная пенсия, отчисления работодателя, соотношения стандартной и накопительной части. Всё это кажется мне лютым бредом, если честно. Запутано, непонятно, нерационально. Выглядит именно так, как выглядит у нас всё, на чём могут заработать недобросовестные представители органов власти. Многие обычные граждане махнули на эту тему рукой и пытаются либо что-то накопить на старость, либо просто не думают о будущем.

Тем более, как я писал в статье про самозанятых, у нас полстраны не хотят иметь отношений с государством и поэтому находятся в теневой экономической зоне (вроде это так называется?), и работают просто ради того чтобы получить какие-то деньги. Слово «налоги» вызывает у большинства наших граждан ужас, а понятие «налоговый орган» наводит на мысли о застенках, где пытают людей. Боязнь государства это наша национальная идея. Точно так же как бедные пенсионеры, которых постоянно кто-то хочет ущемить ещё больше, несмотря не то, что сделать это довольно сложно, потому что они и без того очень и очень сильно ущемлены. Светит ли кому-нибудь среди обычных людей нормальная пенсия? Да конечно нет. Примеров больших пенсий не очень много, и это, как правило, счастливый случай, улыбка фортуны. Честность и правильность подсчётов в таких делах фигурирует в сказках. Да, каждый из нас знает нескольких знакомых бабулек и дедулей, с которыми всё более или менее нормально. Не хорошо, а именно нормально. Лекарства дорогие, продукты дорогие, даже похороны и те дорогие.

А для кого-то пенсия это то, чего не существует. Это те люди, которые не хотят устраиваться на формальную работу «для стажа». Например, большинство творческой деятельности у нас происходит не благодаря, а вопреки государственным желаниям. Ни для кого не секрет, что эта самая деятельность оплачивается, как правило, наличными. И деньги эти проходят мимо налоговых органов. Так было и будет всегда. Ещё с советских времён, когда пенсия была статусным временем, и в законе существовала статья «за тунеядство». Сейчас этой статьи нет, зато есть закрытые глаза разных органов, которые не открываются тогда, когда надо придумать что-нибудь для людей. Они открываются, только если появляется возможность поживиться за чужой счёт. А ведь так сладко добраться до людской мелочишки. Если эта мелочишка в карманах миллионов, то это уже вроде как серьёзные деньги. А вот если мелочишки стало чуть больше, то лучше открыть ИП. Зарегистрироваться. Чтобы не было лишних проблем. Может регистрированным гражданам удастся выйти за предел 10.000 р. в месяц, в качестве пенсионных выплат? Не знаю. Главное, естественно, что наша сборная по футболу вышла из группы на чемпионате. И под эту лавочку очень ловко был проделан финт с пенсиями. И не только.

Среди моих родственников, кстати, есть люди, которые видя меня, крутят пальцем у виска, потому что я упорно отказываюсь от их предложений пойти к знакомым и получить заветную запись в трудовой книжке. Работать и получать зарплату будет кто-то другой, а тебе будет капать тот самый стаж, который настолько важен в пенсии. И ведь таких людей тоже немало. И тех, которые работают за кого-то, и тех, кто оформлен за тех, кто работает. И эта система бессмертна, потому что нет в этой стране силы, способной приводить некоторые законы в жизнь. Бумага всё стерпит, а человек всё равно умудрится её обхитрить. Да и те, кто пишут эти законы, как мне кажется, прекрасно понимают, что выполняться они не будут. И то, что пенсионная реформа в нашей стране длиною, кажется, в целую жизнь, это отражение мыслей наших властителей, так далеко ушедших от народа.

А народ держится за работу из последних сил. Количество работающих пенсионеров огромно. Их мысли совсем другие, они не хотят, чтобы их увольняли, потому что пенсии на жизнь не хватит. Несмотря на огромный стаж. Опыт работы дороже. В государственных организациях не очень любят пожилых специалистов. Всячески дискриминируют их, под угрозой увольнения сокращают зарплаты, намеренно унижают, выплачивая молодым специалистам несоразмерные их опыту деньги, не замечая того, что те самые молодые специалисты не научились ни хорошо работать, ни быть преданными одному предприятию. Многие из пожилых сотрудников только рады, что пенсионный возраст повышен. Их юные коллеги негодуют в курилках исследовательских институтов, тихонечко так негодуют, чтобы начальство не слышало. А пенсионеры усмехаются, когда их не видят и вздыхают горестно, думая о том, что с ними будет, если всё-таки сократят.

Мне кажется, или дело не в пенсиях? Бормочу одно и то же, как мантру. Пока государство не станет ближе к людям, любая, болезненная реформа или незаметная для людей череда преобразований, будет чем угодно, но только не работающей схемой. Впрочем, нет, это всегда будут отличные схемы для отъёма денег у граждан. Но хотелось то совсем другого. Чтобы люди, сидящие в кабинетах, в которых должны сидеть заботливые правители, были теми самыми заботливыми правителями. Зарплаты у них очень высокие. Пенсии, кстати, тоже совсем не маленькие. Так чего же они крутят наши деньги на своих рулетках? Не знаю. Так принято, что ли. Как принято, например то, что за чертой определённого возраста счастья уже не существует. А существует нищенская подачка от государства и закрытые двери кабинетов, за которыми сидят те, которым нет до нас дела. И повышай тот самый возраст, или не повышай… Какая разница? Это симптом. Однако на основе именно таких симптомов и ставится диагноз. Только вот поставить его некому.