Есть события, которые для одних становятся сенсацией, для других проходят незаметно. В 2007 году ученый мир был взволнован находкой мамонтенка на Ямале. Уникальность находки в том, что тело оказалось в прекрасной сохранности, и ученым представилась возможность подробного его изучения.
Весьма драматична история обнаружения мамонтенка. В фольклоре ненецкого народа есть легенды о мамонтах, бродящих по ледяному подземному простору и злых богах, пасущих их. Рождение подобных легенд имеет под собой реальную почву. На Ямале летнее таяние снегового покрова часто выносит на берега рек освобожденные из вечной мерзлоты бивни и кости вымерших десятки тысяч лет назад мамонтов. Весной 2007 года оленевод Юрий Худи в верхнем течении реки Юрибей натолкнулся на тело небольшого мамонтенка. Юрий не понаслышке знал о живших в далекие времена в этих местах мамонтах и немало видел найденные мамонтовые бивни. Он сразу оценил важность находки, ведь до этого ни разу не приходилось видеть целого мамонта. Стойбище оленевода находилось в тундре вдали от ближайшего поселения, и все же Юрий решается отправиться в районный центр село Яр-Сале, чтобы сообщить о важной находке. Оставив мамонтенка, он преодолевает путь в 240 км. Директор местного музея, узнав об обнаруженном мамонтенке, убеждает представителей сельской администрации выделить вертолет для транспортировки ценной находки. События разворачиваются стремительно – по прибытию на отмель, обнаруживается, что мамонтенок исчез. Можно представить себе состояние людей! Становится ясно, что тот, кто вывез мамонтенка, рассчитывает продать его охотникам за мамонтовыми бивнями, часто наведывающихся в тундру. Поиски приводят к двоюродному брату Юрия Худи. Обитатели стойбища сообщают, что видели его на месте находки, а позже - уезжающую оленью упряжку в сторону поселения Новый Порт. Юрий отправляется в погоню и, по прибытию, обнаруживает мамонтенка, прислоненного к стене поселкового магазинчика. Поистине, драматичная картина – толпа любопытных сельчан с телефонами в руках, фотографировавшие мамонтенка, уличные собаки, успевшие отгрызть часть хвостика и правое ухо. Все могло закончиться весьма печально. Бурное родственное выяснение отношений и «права собственности» на найденного мамонтенка, заканчивается в пользу Юрия Худи.
Счастливый конец недельной драмы! Мамонтенок вертолетом был отправлен в Салехард в музей имени И. С. Шемановского. Благодаря активной настойчивости простого оленевода, для науки был спасен самый хорошо сохранившийся со времен ледникового периода представитель вымерших шерстистых мамонтов.
При первом исследовании оказалось, что найденный мамонтенок оказался девочкой и, по просьбе Юрия Худи, назван Любой в честь жены оленевода. Исследованием мамонтенка занялись ученые из разных стран. Вначале Люба проделала длинный путь в Японию. В Токийском Университете Дзикэй была проведена компьютерная томография. Исследование показало, что все внутренние органы находятся в полной сохранности, скелет, зубы не повреждены, плотные отложения в хоботе и горле свидетельствуют о том, что Люба захлебнулась жидкой грязью. Следующим этапом стало вскрытие мамонтенка в Санкт-Петербургском Зоологическом институте. Ученые определили, что биологический возраст Любы всего 1 месяц (совсем малышка), а вот геологический «возраст» впечатляет – 40 тысяч лет. На момент гибели малышка была здорова и упитанна. Для ученых встал вопрос, как, пролежав в земле 40 тысяч лет, мамонтенок так хорошо сохранился? Тем более, что при выяснении всех обстоятельств находки, открылся совсем неожиданный факт. Оказывается, ледяная глыба с замороженной Любой обрушилась в воду во время половодья не в год обнаружения, а годом ранее. Потоком Любу принесло до песчаной отмели, где она пролежала до весны 2007 года. При этом ни солнце, ни падальщики не нанесли ощутимого вреда. Тело не разложилось и осталось в тысячелетней сохранности. Выяснилось, что этому поспособствовал особый биохимический процесс, обеспечивший консервацию тела в вечной мерзлоте под действием лактобактерий. Вот такие счастливые обстоятельства спасли для науки мамонтенка Любу!
Рассматривая Любу в музее, испытываешь гамму чувств. "Фигурка" мамонтенка с маленьким хоботком, прикрытыми глазками, тонким пушком в ушке трогательна своей беззащитностью. Жалость к малышке, погибшей 40 тысяч лет назад, удивительным образом стирает границы времени.