Кино воздействует на нас исключительно через 2 наших органа: глаза и уши. Набор отдельных изображений и сопровождающие его звуки синтезируются в единое целое и воспринимаются нами как единое кинопроизведение. Как же это работает?
Мы воспринимаем окружающий мир посредством зрительных, осязательных и слуховых и др. анализаторов. В восприятии кино непосредственно работают только зрение и слух. Восприятие – это не пассивное отражение, а сложный комплексный процесс отражения предметов и явлений действительности.
Основное свойство восприятия – это целостность. Благодаря этому познавательному процессу мы воспринимаем окружающие нас предметы целостно, даже если у этих предметов отсутствуют какие-то составные части. Сколько бы рекламных пауз нам не пришлось посмотреть, фильм все равно для нас остается чем-то целым и единым, и не превращается в набор несвязанных видеороликов.
Также восприятие имеет такие свойства как: константность (поэтому под каким бы ракурсом камеры не будет представлен герой фильма, для нас он будет иметь одни и те же формы), структурность (поэтому мы слышим не отдельные разрозненные звуки в фильме, а целостную мелодию), осмысленность (поэтому параллельно с просмотром фильма, мы еще и анализируем все, что происходит), избирательность (поэтому пересматривая фильм мы можем обнаружить в нем то, чего совершенно не видели в предыдущий раз).
Глаза
Кинематограф опирается на такую способность глаза человека, как персистенция – то есть инерция зрения. Это особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными.То есть сетчатка нашего глаза сохраняет изображение предмета тогда, когда глаз уже непосредственно не воспринимает этот предмет.
Так, например, когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких положений одного и того же горящего факела. А множество быстро сменяющихся кадров на экране монитора представляется нам целостными сценами.
К тому же зрение не абсолютно. Оно относительно, и именно поэтому существуют зрительные иллюзии. При определенных условиях мы воспринимаем неподвижный объект как движущийся, и наоборот – движущийся как неподвижный. Это свойство нашего зрения позволяет фильммейкерам немало сэкономить на съемках "движущихся" предметов. Малое кажется нам большим, а большое - малым при соответствующем окружении. Поэтому, чтобы показать мужественность героя нет ничего проще, чем поставить рядом с ним хрупкую, низкого роста возлюбленную...
Уши
Также как и зрение, слух инертен. Ощущение, вызываемое коротким звуковым импульсом, длится ещё некоторое время после прекращения звучания. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния.
К тому же наш слух в огромной степени зависит от того, что видят наши глаза. (А глаза, как мы знаем - и сами то зачастую нам врут). Звук интерпретируется нами в соответствии с тем, что находится перед нашими глазами. Если мы на экране видим стреляющее ружье, звук, сопровождающий данное изображение, воспринимается нами как реальный выстрел, а не как записанный звукорежиссерами шум, не имеющий никакого отношения к огнестрельному оружию. Фильммейкеры умело оперируют нашим слуховым несовершенством в целях создания иллюзии пространства, отдаленности или близости предметов. Поэтому звук играет особо важную роль в хоррор-фильмах - простой регуляцией звуковых эффектов можно добиться ощущения подкравшейся опасности.
Так что всем переживаниям, которые мы испытываем во время просмотра фильмов, мы обязаны нашим глазам и нашим ушам. Их особенностям, свойствам и несовершенству. Именно несовершенство наших глаз и наших ушей позволяет нам не обращать внимание на огрехи в картинке и озвучке фильма, а погружаться в события фильма и буквально жить в киномире.
Но конечно, самую главную услугу в этом плане нам оказывает еще один, третий сверх-орган, о котором мы не написали выше, - это наш мозг. Но о нем читайте отдельно: