Рассказывая об аппендиците, я упомянула о двух заболеваниях, о которых нельзя забывать, говоря о хирургии детского возраста. Это инвагинация кишечника и дивертикул Меккеля. При чём, второй бывает причиной первой.
Сегодня кратко остановлюсь на инвагинации кишечника. Как я уже говорила, это внедрение одной кишки в другую.
Чаще встречается подвздошно-ободочная инвагинация (само название говорит о том какие кишки в процессе участвуют).
Этот вид заболевания встречается у детей первого года жизни и связан с погрешностями вскармливания и нерациональным введением прикорма, реже - с наличием кишечной инфекции, мазаденитом.
Почему вообще происходит это внедрение? Дело в том, что наш кишечник - это не канализационные трубы, по которым содержимое просто течёт. Каловые массы передвигаются по кишечнику за счёт перистальтики, то есть, сокращения стенок кишки. В норме перистальтическая волна всегда идёт в одном направлении - в сторону прямой кишки и ануса.
Но в грудном возрасте нервно-мышечный аппарат кишки незрел и, при встрече с незнакомой пищей, при воспалении или инфекции, возникает временная дискоординация перистальтики. Это-то и приводит к внедрению одной кишки в другую.
Как проявляется данная патология? Боли в животе носят приступообразный характер. Светлые промежутки между приступами тем короче, чем запущеннее процесс. На ранних этапах живот при пальпации мягкий, можно прощупать плотный инвагинат (то место где одна кишка внедрилась в другую), а также запустевание в правой подвздошной области. У ребёнка появляется стул в виде «малинового желе», а при пальцевом исследовании прямой кишки порой можно прощупать инвагинат.
Характерный стул возникает из-за примеси крови, вследствие сдавленная сосудов, питающих внедрившуюся кишку.
Рвота на ранних этапах редкая рефлекторная, в запущенных случаях может быть неукротимой, и даже каловой.
В глубоко запущенных случаях инвагинированная кишка отмирает, что приводит к возникновению перитонита.
Но настороженность детских врачей в отношении инвагинации на первом году жизни велика, в связи с чем, диагноз ставится довольно быстро при поступлении в стационар. Главное - вовремя обратиться за специализированной помощью.
Диагноз может быть поставлен исключительно на основании сбора анамнеза и осмотра пациента. Но при необходимости могут применяться такие методы исследования, как УЗИ, рентген, колоноскопия.
Рентгенография и колоноскопия из диагностических процедур могут плавно перейти в лечебные.
Дело в том, что на сроках до 18-24 часов от начала заболевания, возможно консервативное лечение заболевания.
Наиболее простой и часто используемый метод консервативного лечения - расправление инвагината воздухом (пневмоирригокомпрессия). Под наркозом и рентгенконтролем в прямую кишку вставляется газоотводная трубка, соединенная с баллоном Ричардсона (очень напоминающего грушу от пульверизатора). Посредством этого баллона в кишку нагнетается воздух, создаётся давление и инвагинат расправляется. В момент расправления на рентгене мы видим, как исчезает тень инвагината, а кишечник равномерно заполняется воздухом. С подобной манипуляцией при определённой сноровке может справиться даже начинающий доктор.
В некоторых больницах инвагинацию расправляют не воздухом, а барием. Но это более старый, трудоёмкий и неоправданно сложный способ.
Специально обученные эндоскописты могут расправить инвагинат в ходе колоноскопии. Метод хорош тем, что при нём есть возможность попутно оценить жизнеспособность кишки.
Если инвагинат не удалось расправить консервативным способом, целесообразно перейти к лапароскопии, в ходе которой выполняется дезинвагинация (извлечение одной кишки из другой) и оценивается жизнеспособность кишки. Если констатирован некроз кишки, правомочен переход на лапаротомию (открытая операция), для резекции участка некроза кишки и наложения анастомоза (сшивания двух здоровых концов кишки). В случаях, когда клиника оснащена всем необходимым, а хирург имеет должный опыт, может быть наложен анастомоз в условиях лапароскопической операции.
После года инвагинация встречается реже и является в основном тонко-тонкокишечной.
Диагностировать её несколько сложнее, да и настороженность врачей гораздо ниже. Возникает она при наличии таких механических факторов, как Меккелев дивертикул, полип или опухоль тонкой кишки.
Она также начинается остро с приступообразный болей в животе, однократной рвоты. На ранних этапах также пальпируется плотно-эластическое образование в брюшной полости. Только локализация несколько иная.
В запущенных случаях также развивается перитонит.
Тонко-тонкокишечная инвагинация лечится только одним способом на любой стадии заболевания - оперативным. Так как имеет место причина, которую можно устранить только удалением.
На ранних этапах можно ограничиться лапароскопией, в ходе которой выполняется расправление инвагината, оценивается жизнеспособность кишки, обнаруживается причина инвагинации (например, дивертикул Меккеля), и выполняется его удаление. Это в идеале. Всё, конечно, зависит от оснащения клиники и умений оперирующего хирурга.
В особо запущенных случаях, при наличии разлитого перитонита, выполняется срединная лапаротомия.
Какой вывод напрашивается из всего вышеперечисленного? Чем раньше обращение за специализированной помощью, тем менее травматичным будет лечение и более благоприятным прогноз на выздоровление.