Петербургский союз ученых выступил с открытым письмом, в котором призвал прекратить перевод научных сотрудников на неполные ставки с целью имитировать выполнение майских указов Путина.
В открытом письме петербургских ученых говорится о неприкрытом обмане, с помощью которого бюрократическая система, управляющая российской наукой, делает вид, что повышает ученым зарплаты. Поскольку "майские указы" не сопровождались финансовым обеспечением, их выполнение с самого начала стало имитацией: руководителям научных учреждений давались указания повысить зарплату ученым без ее реального повышения, то есть на бумаге, путем увольнений сотрудников и перевода их на половину, треть и даже более мелкие доли ставки. "Научных сотрудников (якобы добровольно) в массовом порядке переводят на неполные ставки (0,5 и даже до 0,1). Также используется перевод их на не научные, а технические должности, что влечет за собой, помимо морального ущерба, потерю ряда прав, имеющихся у научных сотрудников. На тех сотрудников, которые не соглашаются на подобные унизительные предложения, оказывается административное давление, против них выдвигаются демагогические обвинения в том, что они не хотят помочь своему институту в трудном положении, что они — "не патриоты" и т. д." – поясняют авторы письма.
Если научное сообщество не будет защищать свои права само, то его никто не защитит
Доктор исторических наук, заместитель председателя правления Петербургского союза ученых Давид Раскин считает, что научные институты и ведомство, которое ими руководит, ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) совершенно не готовы к выполнению "майских указов", поэтому они всеми способами пытаются создать видимость их исполнения.
– Это началось давно, просто сейчас приняло массовый и системный характер, стало затрагивать слишком много людей. Поэтому мы поняли, что если научное сообщество не будет защищать свои права само, то его никто не защитит. И мы решили подать такой пример – отстаивания учеными своих прав, я думаю, это нужно было сделать именно сейчас. И еще я думаю, что если ученые молчат, то с ними можно беспрепятственно сделать все, что угодно, а вот если они не молчат, тогда возможны варианты. Ну и, кроме того, это единственное, что мы можем сделать.
Вместо повышения зарплаты идет фактическое сокращение штатов и урезание ставок
По словам председателя правления Петербургского союза ученых, доктора физико-математических наук Андрея Тимковского, известия о плачевном положении дел стали поступать давно, просто нынешней весной масштабы имитации поднятия зарплат ученым приняли критический характер.
– Первым об этом официально заговорил в марте Алексей Хохлов, который баллотировался в президенты РАН, но не был утвержден правительством. Он говорил, что майские указы выполняются отвратительно, что вместо повышения зарплаты идет фактическое сокращение штатов и урезание ставок и что зарплата повышается формально, в итоге оставаясь такой же, и что это издевательство и нарушение закона. В Союз ученых, членами которого являются сотрудники и академических, и не академических институтов, и вузов, информация поступает из первых рук – о том, что сотрудники повсеместно переводятся на часть ставки, а некоторые – на технические должности, например, в инженеры, и тогда они уже не подпадают под действие майских указов о повышении зарплаты, и это дополнительное безобразие. Современная наука оснащена сложными приборами, требующими дополнительного технического обслуживания, требует лаборантов – и тут мы видим их дискриминацию, которая может лишить науку необходимого персонала. На основе всех этих данных и было составлено наше письмо, которое было представлено на конференции Союза ученых, прошедшей 15 апреля и практически единогласно принявшей этот текст. Открытое письмо послано в Администрацию президента, руководству РАН и ФАНО.
Они там не понимают сам принцип фундаментальной науки, которая работает на будущее, окупается лет через двадцать
– Потому что раньше эти вещи делались выборочно, а сейчас они приняли повальный характер, по всем институтам, и все трубят о выполнении майских указов президента. Еще в марте заместитель министра Минобрнауки говорил, что он ничего не знает об этом, что ничего такого нет, но сейчас пошла настоящая волна, количество перешло в качество. Надо сказать, что безобразия начались не с 2013 года, когда был принят закон о реформе РАН, за который никто так и не ответил – и не ответит, хотя ясно, все красивые намерения провалились, а руководство наукой перешло в руки чиновников, которые задают нормативы и критерии, никак не соответствующие научному процессу. Но на самом деле, все началось еще в 1992 году, когда наука была лишена финансирования, и 25 лет академическая наука не получала ни гроша на оборудование, поэтому многие ученые уезжали за границу. Тогда министры образования и науки по очереди укоряли Академию наук, что она дает мало продукции, но это вранье: на доллар вложений РАН давала больше продукции, чем институты США. Тем не менее пренебрежение наукой вылилось в конкретные действия. Нас завалили безумной отчетностью, это арифметический, бухгалтерский подход к науке – как к заводу по выпуску гвоздей. Понятно же, что у нас может быть одна публикация, которая перевешивает 20 других. Так что отношение к науке отвратительное – начиная от ФАНО и до самого верха.
Задумано хорошее дело, но, к сожалению, оно оборачивается профанацией
– Майские указы президента, вышедшие в 2012 году, социально направленные, гуманные, но на практике они обернулись очень неприглядной ситуацией. Надо все время увеличивать зарплату, чтобы она была существенно выше средней зарплаты по региону, но при этом фонд заработной платы никак не увеличивается. И что делать директорам? Они просят сотрудников добровольно написать заявления о согласии перейти на полставки, четверть ставки, даже на 1/10 ставки. Что такое средняя зарплата? В числителе фонд, в знаменателе численность работников: и если фонд в числителе не увеличивается, то, конечно, знаменатель должен уменьшаться, обеспечивая так называемый "рост" зарплаты.
В письме ученых говорится о необходимости руководствоваться интересами науки, а не чиновников, содержатся конкретные предложения: министру финансов – "принять самые жесткие меры по наказанию сотрудников Министерства", ответственных за финансирование академического сектора науки: то, что научным институтам не выделяются средства на повышение зарплат, в письма названо саботажем выполнения майских указов. Руководителю ФАНО предлагается жестко наказать своих сотрудников, отвечающих за финансирование институтов ФАНО – как не справившихся со своими обязанностями. Авторы открытого письма предлагают также наказать директоров научных институтов, "сознательно идущих на подлог" и тем самым опять же срывающих выполнение майских указов.