Найти тему
Соционика AskJack

О способностях: часть 1

Сегодня мы поговорим с вами о человеческих способностях. По крайней мере начнём.

Что думает среднестатистический человек, когда слышит о них? Скорее всего какую-то дичь из разряда "математические способности " или "человек-природа". Большинство "способностей" или неспособностей человека выявляются субъективным отношением учителей, родителей, друзей, преподавателей, начальников, коллег и прочих интересных личностей, которые оценивают те самые способности с точки зрения "А как мне кажется, умеет человек что-то с моей субъективной точки зрения или нет".

Многие сейчас подумают - а как же тесты? Они-то точно не обладают субъективным восприятием и способны показать что человек может. И да и нет. Да - что субъективизм и "человеческий фактор" в них гораздо меньше чем в отзывах окружающих. Нет - что показывают они обычно не способности человека в какой-то области, а способность во вполне конкретной - в решении этого теста.

В своё время я учился в одной очень известной бизнес-школе, входящей в ТОП-1000 бизнес-школ мира, и нас в течении первых двух лет обучения гоняли по английскому языку - это по 2 пары занятий в неделю и этих разновидностей английского было аж три штуки, итого 6 пар в неделю - чисто на язык. Знаете чему на них учили? Как сдать тест TOEFL, гоняли по решениям, тактике и стратегии сдачи, примерно так же как гоняют современных школьников в плане ЕГЭ. Итого, на выходе человек точно будет знать как решить TOEFL, но насколько он будет знать сам язык?...

Ладно, отвлёкся что-то я. Так вот, о способностях.

Исходные данные, на которых базируются все способности - да, ВООБЩЕ все, от письма до креативности - это то, с какой информацией и насколько эффективно может работать человек. Под информацией здесь подразумевается не только информация в печатном, звуковом и других видах, а более обширное понятие – это всё что нас окружает. Сейчас ты держишь в руках телефон или смотришь на экран компьютера и, скорее всего, сидишь. Ты читаешь статью – и получаешь определённую информацию, ты сидишь на диване – и получаешь информацию о том удобно тебе или нет, жарко вокруг или прохладно – это ведь тоже информация, хотя и какая-то другая. Пока ты читаешь книгу, в голове появляются мысли – и это информация! А чуть позже ты оправишься по своим делам, что-то получится, что-то нет, шансы на это, изменяющиеся после каждого мгновения – это тоже информация, и опять - другая.

Информация везде, но она бывает разных видов. Будет проще, если мы с вами поделим окружающий мир на четыре глобальных части, итак:
Вокруг нас объективно существует материя – что-то вы держите в руках, на чем-то сидите, в чём-то ходите, да и ваше тело – всё это материя. Мы можем её увидеть, зафиксировать, измерить параметры (посчитать, измерить и т.д.), перевести из одного состояния в другое – много чего можем, важно то, что это будут манипуляции с материальным миром.

Кроме материи нас окружает энергия – огромное количество самых разных полей. Радиоволны, благодаря которым ваш телефон посылает вызов или смс, волны wi-fi, благодаря которым мы можем выйти в интернет, тепло (инфракрасное излучение), которое идёт от солнца или от батареи у нас дома – это самый простые примеры энергии. А ведь есть ещё много других, начиная от гравитации и заканчивая теориями о биологических полях.

Материя и энергия, которые существуют параллельно друг с другом распределены в пространстве и во времени. Где-то, например, в глубине нашей планеты концентрация материи в пространстве больше, чем, например, в космосе – мы можем наблюдать огромные расстояния, практически не содержащие материи, которые, тем не менее, будут заполнены энергией – гравитационные и другие поля.

Материя и энергия изменяются в течении времени – меняется количество, концентрация, интенсивность и многие другие параметры, т.е. мы можем утверждать что под влиянием времени и материя и энергия меняются свои свойства.

Итак, вокруг человека существуют четыре разновидности информации – информация о материи, энергии, времени и пространстве. Не будем углубляться в теоретическую физику (вы это и сами прекрасно можете сделать) в рамках этого поста и пойдём дальше – в процессе эволюции люди научились измерять свойства этой информации и создавать различные приспособления для этого – например, линейкой мы можем измерить пространство, но не можем измерить время – для него потребуются часы. Счётчиком Гейгера мы можем измерить интенсивность радиационного фона, но не можем измерить плотность воды. Для измерения разных типов информации мы пользуемся разными устройствами.

А как же люди жили до того как появились часы, линейки и.д.? Оказалось, что у людей тоже есть встроенные механизмы, позволяющие с определённой точностью производить измерения! Причём у разных людей получается разная точность. Кому-то из нас необязательно даже носить часы, чтоб знать, сколько времени сейчас, у кого-то великолепное чувство пространства и он может пролететь на байке между двумя машинами, оставив по 10 см. до каждой, у кого-то, кажется, встроенный калькулятор в голове – сложные вычисления выполняются автоматически, а деловой хватке завидуют люди из Forbes, а кто-то способен вынуть душу из человека, вылечить и положить обратно, полностью изменив человека, просто находясь рядом с ним.

Эти вещи, которые мы можем видеть вокруг себя, обусловлены как раз теми самыми измерительными инструментами, которые есть у каждого из нас.

Причём из четырёх типов информации каждый человек способен компетентно обрабатывать лишь два. Это происходит из принципа противоположности информации – человек способен компетентно работать либо с материей (измерение, счёт, работа, изменение состояния, эффективность применения и т.д.), либо с энергией (эмоции, состояния, отношения, а так же либо с пространством (формы, изменение, территория, воля, ощущения), либо со временем (шанс, прогноз, динамика, возможности, потенциал).

Итак, у каждого человека есть «своя колокольня», т.е. два типа информации, с которыми он способен компетентно работать, и они естественны для него. А для других – вполне могут быть непонятны. Часто можно услышать упрёк от других людей в стиле «Как ты этого не видишь, это же элементарно!», как раз он и свидетельствует о разнице восприятия.