В вопросе повышения пенсионного возраста Окна Овертона неумолимо приближаются к отметке «действующая норма». Мы, старые люди, помним, как все начиналось:
пока я президент, такого решения (повышение пенсионного возраста) принято не будет
обещал в 2005-ом году на «Прямой линии» Путин. Опасаясь (совершенно напрасно) народного гнева, Президент, оставив Медведева на растерзание, по привычке нырнул в кусты:
глава государства не участвует в проработке вопроса о повышении пенсионного возраста
заявил СМИ Песков (тот самый, который со слов Путина «несет пургу»).
Однако, акции протеста оказались немногочисленными: видимо, электорат в очередной раз поверил Пескову и не теряет надежды, что так называемую «пенсионную реформу» замутили злые бояре, а царь-батюшка закон не подпишет. Надежда, как известно, умирает последней — пенсионное обеспечение скончается раньше, чем россияне придут в чувство.
Встречаются на просторах интернета (и в товарном количестве) те, кто политику партии по отказу от социальных гарантий поддерживает и одобряет.
Хотелось бы понять, кто эти люди, что ими движет — все-таки мы соотечественники.
- им заплатили
- просто сволочи или идиоты
Первая версия кажется мне слишком конспирологической: многие, замеченные в одобрямсе, в подобном духе пишут годами — от души, следовательно.
Так сволочи или идиоты, поддерживающие путинскую «пенсионную реформу»?
Возможно, и то, и другое вместе.
Социальный статус одобрянтов
Как правило, это «вписавшиеся в рынок» — специалисты, чиновники и силовики, искренне полагающие, что в РФ пара десятков миллионов нищих даже по официальным подсчетам, потому что народ не тот и сам виноват:
- мало работает и пропивает все деньги
- ленится получить другую, востребованную, профессию
- не желает проявить социальную мобильность
Не могу, исходя из собственного опыта, с этим согласиться.
Почему идиоты?
Наивно, на мой взгляд, считать себя эльфом, принципиально отличающимся от широких народных масс, и полагать, что наличие высокооплачиваемой (на данный момент) профессии что-то там гарантирует в будущем. От сумы, как говорится, не зарекайся. Вектор развития путинской РФ предусматривает крайнюю степень социального неравенства, средний класс в исторической перспективе должен исчезнуть. Уже сейчас его доля в населении меньше 1%. При том, что в России к среднему классу относят и тех, чьи доходы на уровне кассира из американского Макдональдса.
В общем-то, ничего удивительного. Злые языки говорят, что Путин ведет страну к феодализму. Были же в благословенной России Которую Мы Потеряли крепостные актеры, художники и архитекторы. Почему бы в путинской РФ не быть крепостным айтишникам?
Безусловно, кое в чем поддержанты из ядреного путинского электората и правы: силовики всегда будут жить лучше смердов. Но и тут засада. Раскопали английские археологи римскую казарму где-то в районе вала Адриана на границе с дикими пиктами — «уголок, в который не заманят и награды». А между тем, в бытовом плане все не так плохо: водопровод, канализация, теплые полы (не электрические, конечно, — воздушные, от печки). Король Артур, как выяснили те же археологи, мог жить со своими рыцарями в куда как худших условиях: проще говоря в большом деревянном сарае, без водопровода и канализации. Но безусловно лучше своих подданных. Пришедшие на смену римлянам саксы жили в крытых соломой хижинах из прутьев, обмазанных смесью глины и навоза.
Вот такие дела: если так и дальше пойдет, в светлом будущем какой-нибудь лейтенант серых рот будет жить богато по сравнению с основной массой населения, но убого по сравнению с «простым советским человеком». Что не помешает ему и дальше поддерживать линию партии, гордиться собой и презирать невписавшихся в рынок.
To the Happy Few