Найти тему

Ханна Хёх!

Авангардистка в тылу

В конце 1910-х берлинский дадаист Рауль Хаусман шокировал публику гротескными и скандальными фотоколлажами. До него даже такого понятия, как «фотомонтаж», в искусстве толком не существовало. Но автором этих коллажей Хаусман был только частично. Черновую работу скрупулезно выполняла до ума его долговременная любовница Ханна Хёх. Хаусман же большей частью занимался рьяной пропагандой своего метода.

Фотомонтаж Рауль придумал, когда был вместе с Ханной. В 1918 году они отдыхали на острове Узедом на краю Балтийского моря. В пансионном домике пара приметила необычную фотографию — лицо сына хозяина кто-то размножил пять раз и заклеил этими копиями лица других солдат, которые его окружали. Этот концептуальный подход показался художникам не просто интересным — революционным.

-2

После возвращения с Балтийского моря Хаусман сделал свой первый фотоколлаж Synthetisches Cino der Malerei. Во всяком случае, все говорят, что сделал он — про Ханну ни слова. А потом выпустил еще Она тем временем тоже собирала свои коллажи и делала дадаистические куклы.

Ханна абсолютно растворялась в Хаусмане и оберегала нежное розовое эго своего дадаиста. А оно было немаленьким — на своей визитке он писал Президент Солнца, Луны и малой Земли (внутренней ее поверхности). Ханну он тоже любил. В 1920 году, например, заявил, что заберет свои работы с Первой международной выставки дадаистов, если организаторы не выставят ее работы. Так коллаж Ханны под длинным названием Cut with the Kitchen Knife Through the Last Weimar Beer-Belly Cultural Epoch in Germany появился на экспозиции и произвел фурор.

-3

Они начали жить вместе в 1915 году, а в 1922 расстались. Ханна, которой тогда уже было 33 года, устала от роли безропотной любовницы, которая вечно страхует и обеспечивает тыл, да и третий аборт она бы не вынесла. Он не собирался разводиться со второй женой, ничего конкретного Ханне не обещал (или обещал, но не выполнял) и в общем уже не считал ее уход большой творческой потерей. Вскоре Хёх завела новые отношения на десять лет — с голландской писательницей Тил Бругман, переехав в Амстердам. А потом вернулась в Берлин и вышла замуж за пианиста, который был намного младше ее.

-4

Для берлинских дадаистов Ханна, единственная женщина в их группе и пионер фотомонтажа, так и осталась на вторых ролях. В мемуарах о ней или вообще не говорят (как основатель группы дада в Берлине Рихард Хюльзенбек), или вспоминают совсем не как коллегу. Дадаист Ханс Рихтер, например, ограничивал ее вклад в дада «бутербродами, пивом и кофе, которые она умудрялась невесть откуда доставать, несмотря на вечную нехватку денег».

-5

После расставания Хаусман перестал делать фотоколлажи (если не считать шикарную работу Diciembre 1923 года), а Хёх продолжила. А еще она вплоть до 1926 года писала статьи и сочиняла схемы для вышивок, вязания и шитья, которые публиковали в дамских журналах издательского дома Ullstein Verlag. Потом, при Гитлере, Ханну назвали представительницей дегенеративного искусства, как и других авангардистов, и ее размах сник. Зато после войны она все наверстала.