Не успеешь оглянуться, беззаботные летние деньки закончатся, и прозвенит школьный звонок. Для семилеток, в том числе и для моей младшей дочери, он будет самым первым. Как подготовиться к этому трудному и ответственному году, чтобы ребенок был успешен? Разберем самые распространенные заблуждения.
Ребенок должен прийти в школу умеющим читать
Да, это хорошо, но не обязательно. Почему? Все программы для первых классов рассчитаны на так называемый букварный период, который длится в среднем до Нового года, иногда дольше. В этот период дети учатся слышать звуки, анализировать их и обозначать буквами. Потом сливают буквы в слоги и учатся читать. Собственно, этого времени вполне достаточно, чтобы освоить чтение «с нуля».
Совет: Если ребенок еще не умеет читать, не пытайтесь форсировать процесс. Уделите внимание работе над звуком. Простые занятия на эту тему: кто больше придумает слов на одну букву. Какой звук слышишь в начале слова, в середине, в конце? Повесьте на видном месте красочный алфавит, в игровой форме учите буквы. Пробуйте сливать слоги, не получается – оставьте не время.
Ребенок должен уметь писать буквы
Да, это тоже неплохо. Но совершенно не обязательно и может быть даже вредно, если речь идет о прописных буквах. Дело в том, что написание буквы в школьной прописи может очень сильно отличаться от того, как это делаете вы или показано в покупной книжке-развивашке. Как учителю мне очень часто приходилось сталкиваться с тем, что ребенок пишет букву неправильно. Он так привык и приходится переучивать, а это очень сложно. На уроке-знакомстве с буквой учитель показывает на доске как ее пишут. От первой точки и до последней, прописи требуют того же. Зачем учить писать по-своему и получать лишние проблемы?
Совет: Очень хорошо, когда у ребенка развита мелкая моторика руки. Такой ученик быстро освоит написание букв. Тренируйте моторику в игровой форме. Простейшие занятия на развитие моторики: перебирание крупы, мозаика и алмазная тоже, раскрашивание, мелкий конструктор, вышивание и многое другое.
Ребенок должен уметь считать до ста, складывать и отнимать
Опять же, это хорошо, но не обязательно. Прекрасно, если ребенок умеет работать с числом, понимает смысл действий. Но всегда ли так бывает? Малыша попросту «натаскивают» на счет и гордятся его сообразительностью и умом. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое числа, знал их состав, осознавал, что представляют из себя действия над ними. Не случайно программа первого класса рассчитана на работу с числами до 20.
Совет: поработайте с предметами. Хороший выбор – счетные палочки. Их секрет в том, что малыш в этом возрасте хорошо понимает то, что ощущает или видит. Дайте ему «пощупать» каждое число, составить его разными способами, «увидеть» сложение и вычитание. Такие игры очень полезны для развития навыков счета и последующего решения задач.
Мы еще продолжим наш разговор о подготовке первоклассника к школе. Дайте ребенку отдохнуть, набраться сил. Не мучайте его непосильными интеллектуальными заданиями. Их решение не определит успешность будущего ученика. Пусть лето перед первым школьным годом будет радостным!
Еще больше интересных материалов на канале Мамские истории. Подписывайтесь, читайте, за лайк публикации особая благодарность)