Найти тему
OVER 9000

Уровень и давление масла: развеиваем глупые домыслы

Оглавление

Сразу к делу. На любом автофоруме вы встретите примерно следующую аксиому: "Ни в коем случае не допускайте падение уровня ниже отметки "min"! Иначе капиталка придет быстро и неминуемо!" И как обычно, такие радикальные утверждения основаны на незнании элементарной матчасти. Предлагаю разобраться в данном вопросе детально и расставить точки над "ё". И поэтому, для начала чуть-чуть теории.

Немного теории

Как и любому механизму со множеством быстродвижущихся деталей, автомобильному двигателю необходимо масло. В ДВС его хранилищем является поддон масляного картера, или просто "поддон". Именно туда стекает всё заливаемое нами содержимое канистры. Но вот мы даем ключ на старт, мотор начинает работу. Масляный насос, как и свои сводные браться - бензонасос и водяной насос (или помпа, о которой я уже рассказывал ранее), трудится от заката до рассвета - то есть, с первой секунды старта мотора и до момента, когда мы его выключаем. Так вот, этот самый масляный насос черпает масло как раз из поддона, далее разгоняя его под давлением по всем закоулкам двигателя. Я не зря упомянул про давление, так как наиболее нагруженные детали внутри мотора взаимодействуют через жидкостное трение. Другими словами, масляная микропленка является тем самым "проводником" между трущимися деталями, минимизируя их износ. Например, тот же самый коленвал крутится на своих вкладышах без непосредственного с ними соприкосновения, через микроскопической толщины масляную подушку. То же самое можно сказать, например, и про подшипник скольжения турбины: вал вращается в масляном кольце внутри втулки подшипника, без прямого контакта "металл/металл". Другими словами, без давления масла всё придет в негодность крайне быстро, т.к. многие детали рассчитаны именно на такую вот условно-бесконтактную работу в масляной среде.
К уже упомянутому насосу масло из поддона подается (точнее, насос его сам забирает) через специальный "хобот", который в него опущен. Хобот этот называется
масляный приемник, или просто - маслоприемник. Далее, проходя через масляный фильтр, смазка уже поступает во все каналы двигателя. А в одну из таких магистралей врезан датчик давления масла, связанный с аварийной лампой давления на приборной панели.

простейший шестеренчатый масляный насос с внешним зацеплением
простейший шестеренчатый масляный насос с внешним зацеплением

Кстати, стекая обратно в поддон после своего нелегкого пути по разветвленным каналам, масло разбрызгивается быстродвижущимся коленчатым валом, попадая тем самым и на нижнюю часть кривошипно-шатунного механизма. Конечно, для смазки поршней и прочих деталей снизу предусмотрены еще и специальные масляные форсунки. Но образование так называемого масляного тумана в картере путем естественного разбрызгивания - немаловажная часть системы смазки.

Так вот друзья, а теперь, когда мы имеем общее представление о схеме смазки ДВС, давайте раз и навсегда уясним: давление масла в контуре не зависит от его уровня в поддоне.

Как такое может быть?

Ну вот представьте, что вы равномерно высасываете сок из стакана через трубочку. Вы ощущаете, что сока стало поступать меньше с уменьшением уровня сока в стакане?.. Нет. Вплоть до того момента, как уровень упадет ниже конца трубочки и вы не начнете засасывать воздух. Вот и здесь такая же история. Предлагаю взглянуть на картинку ниже.

общая схема смазки ДВС
общая схема смазки ДВС

Как видно, маслоприемник расположен ощутимо ниже минимальной отметки на щупе. Почему? А как раз для того, чтобы даже при уровне ниже отметки "min", смазка продолжала бесперебойно поступать через маслозаборник и далее в каналы. Но теперь у вас возникает резонный вопрос: нафига тогда лить масла больше, если его можно лить меньше?.. Отвечу.
Уровень масла в поддоне картера любого автомобиля
всегда рассчитывается с запасом. Запас этот требуется как для преодоления подъемов/спусков (или при сильных кренах), так и для предотвращения отлива масла от приемника при резких торможениях/ускорениях/поворотах. Кстати, именно поэтому в спортивных автомобилях используется система с сухим картером - когда масло подается на все детали из специального резервуара, исключая его отток от маслоприемника. Кстати, сам поддон картера при этом "сухой" весьма условно: масло все равно стекает в него, просто оттуда постоянно откачивается в резервуар.

общая схема смазки типа "сухой картер"
общая схема смазки типа "сухой картер"

Вывод:

Если вы сегодня не планируете штурмовать Эверест или учавствовать в дрэг-рейсинге с ускорением в десяток "g"- вы спокойно можете продолжать движение и с уровнем масла ниже минимума указанного на полоске щупа. Очень грубо говоря - вплоть до того момента, как не начнет загораться контрольная лампа давления масла. Именно это будет сигналом о том, что маслоприемник стал уже частично хватать воздух.
И сейчас я хочу, чтобы меня правильно поняли. Разумеется, я никого не призываю делать так намеренно и не говорю, что это правильно. Я лишь пытаюсь донести: никакой экстренной ситуации в том, что уровень оказался ниже "минимума", доливки с собой нет, а ехать на автомобиле нужно здесь и сейчас - нет и быть не может.

желтая лампочка падения УРОВНЯ - не повод паниковать
желтая лампочка падения УРОВНЯ - не повод паниковать

Попутно разъясню еще один горячо обсуждаемый всеми момент: почему не нужно ездить с уровнем "впрок" - т.е., выше максимальной отметки. Во-первых, избыточный уровень при определенных обстоятельствах чреват гидроударами в кривошипно-шатунном механизме - когда шатун и его противовесы будут на огромной скорости "бить" по маслу. Не то чтобы от этого сразу всё рассыпется, но и ничего полезного. А во-вторых, даже исправно работающая система вентиляции картера не справится с давлением картерных газов (из-за повышенного уровня жидкости в самом поддоне и, соответственно, уменьшенного объема воздуха) - и высока вероятность течи сальников и уплотнений. Другими словами, лучше чаще проверять уровень и держать его ближе к "min", чем заливать "с горкой", а потом удивляться спонтанному запотеванию мотора маслом во всех местах.

Да, и напоследок. Современные автомобили становятся всё умнее. Порой даже, умнее своих хозяев. :) Так вот, что бы там не втирали на умных конференциях, индикация низкого уровня масла и низкого давления масла - это разные вещи, физически друг с другом никак не связанные. Потому что, как при нормальном давлении в контуре может запросто загореться лампа уровня, так и лампа давления может вспыхнуть без какой-либо утечки из двигателя. И в первом случае это не повод для паники, а лишь напоминание, что неплохо бы заехать в магазин за доливкой, а в идеале - разобраться с причинами ухода масла. А вот вторая лампочка (уже не желтого, а красного цвета) - да, это серьезный повод как можно быстрее остановиться и выяснить, куда же утекла волшебная жидкость.

красная лампа падения ДАВЛЕНИЯ - это сигнал к немедленной остановке
красная лампа падения ДАВЛЕНИЯ - это сигнал к немедленной остановке

Всем стабильного уровня и высокого давления! Масла, разумеется. ;)

Надеюсь, кому-то было полезно!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.
Авто
5,66 млн интересуются