Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В ВМС США грядут радикальные перемены

В открытой печати стали появляться сообщения о том, что министр обороны Джим Мэттис (Jim Mattis) планирует радикальные изменения в том, что касается развертывания военного флота на Театрах военных действий. Типичный вариант процесса выхода корабля на боевое дежурство, со слов журналистов, выглядит следующим образом: слезливое прощание на пирсе в Норфолке, переход через Атлантику, затем одно или два посещения портов в Европе, потом он отправиться через «канаву» в акваторию, контролируемую Центральным командованием вооруженных сил США. Там корабль остается для выполнения основной части своей миссии, прежде чем вернется, как и пришел назад.

Эти дни, по всей вероятности, подходят к концу. Джим Мэттис ясно дал понять, что у него совсем другое видение того, как военный флот будет использоваться в будущем. Многие комментарии в прессе намекают на то, что грядут большие изменения как в сфере развертывания кораблей, так и в целом в Военно-морских силах. В выступлениях перед комитетом по вооруженным силам конгресса США Мэттис не единожды ссылался на свое требование о том, что Военно-морской флот должен уйти от того, чтобы быть в том месте, где его легко ожидать. Существующую предсказуемость развертывания кораблей он сравнивал с управлением коммерческой судоходной операцией. То, как на сегодняшний день происходит развертывание боевых кораблей, «это отличный способ запустить судоходную линию», — сказал Мэттис, выступая перед конгрессменами, — но «это не способ управлять военно-морским флотом».

Как отмечают многие издания, на сегодняшний день у ВМС скопилось большое множество нерешенных проблем. Например, в то время как наземные проблемы ВМС стали национальными и международными новостями, флотская авиация продолжает находиться в «тихом» кризисе. Она все еще способна поставлять боевые самолеты и обученных пилотов на авианосцы, но во всем остальном продолжает сильно эродировать. Мэттис и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford) решили изменить способы развертывания флотов на Театрах военных действий, что должно оказать давление на все элементы существующей модели развертывания, заставляя ВМС переосмыслить структуру, которая управляет почти всем, что делается на суше и на море — от комплектования и обучения личного состава, до циклов обслуживания боевых кораблей и методов применения морской авиации.

В современную эпоху геополитической конкуренции США с Китаем и Россией, как считает Мэттис, Военно-морской флот, должен быть способным появляться там, где этого никто не ожидает, что делало бы боевое развертывание кораблей менее обременительным как для самого флота, так и для семей моряков, но было бы более тревожным для потенциального противника. «То, что будет делаться, это то, что должно как бы обеспечить подготовку к большим соревнованиям, а не быть просто графиком ротации, который позволяет мне сказать, где и в какой точке мира авианосец будет через три года», — сказал он, выступая перед законодателями. «Мы хотим подготовить корабли для более короткого по времени развертывания», — добавил Мэттис, — «сегодня в Южно-Китайском море будет три авианесущих крейсера, а через две недели там будет только один, а два из них в Индийском океане. Но дома они обязательно должны быть в конце 90-дневного плавания. Если они не будут проводить по восемь месяцев в море, то у нас появятся силы быть более готовыми к работе в напряженной ситуации в условиях высокотехнологичных войн, не нарушая режима жизни семей моряков, циклов обслуживания и фактически увеличивая время обучения личного состава».

Эксперты утверждают, что концепция, которую Мэттис назвал «Динамической занятостью сил», обязательно создаст напряженность с текущей моделью развертывания боевых кораблей, известной как «Оптимизированный план реагирования Военно-морского флота», являющимся итерацией аналогичных планов, которые использовались еще со времен холодной войны. В соответствии с существующими планами, введенными в 2014 году тогдашним командующим силами флота адмиралом Биллом Гортни (Bill Gortney), один цикл эксплуатации боевого корабля должен составлять 36 месяцев, в течение которых можно выделить период в 16 месяцев для обучения личного состава и технического обслуживания, период семимесячного развертывания и 13-и месячный период, когда авианосец и корабли его сопровождения должны поддерживать высокий уровень готовности в случае, если возникнет необходимость нового боевого дежурства.

Согласно этой модели Военно-морские силы строят все этапы «жизненного цикла» флота, от того, когда набираются новые рекруты в загрузочный лагерь, до того, когда авианосец должен выйти из многолетнего ремонта своего реактора. В рамках подобного подхода к проблеме развертывания флотов, часто происходит значительное падение степени их боеготовности, когда на этапах технического обслуживания корабли теряют опытных с критически важными навыками для службы моряков, которые переводятся в другие команды или используются по заданиям береговых подразделений. Падение боеготовности кораблей является известным фактом, свидетельствующим как об уровне комплектования команды на конкретном корабле, так и в целом о силе флота. Можно констатировать, что в Военно-морском флоте США проблема доукомплектования боевых команд достаточна серьезна. На американском флоте явно не хватает хорошо подготовленных моряков для того, чтобы заполнить каждую вакансию на каждом корабле.

Ключом же к работе существующего плана развертывания является степень предсказуемости. Верфи должны знать, когда у них будет корабль и какой будет объем ремонтных работ, чтобы его можно было бы подготовить заранее. Учебные классы должны знать, когда проводить занятия. Командиры должны знать, что когда они будут готовы к развертыванию, ушедшие с кораблей опытные моряки будут заменены, по крайней мере, до следующего боевого похода. Однако «предсказуемость именно то, что Мэттис пытается иметь меньше всего перед лицом растущей угрозы со стороны России и Китая», — сказал отставной шкипер эсминца и консультант компании «Ферри Бридж групп» (FerryBridge Group) Брайан МакГрат (Bryan McGrath). «Оптимизированный план реагирования Военно-морского флота» был разработан таким образом, чтобы быть предсказуемым», — сказал МакГрат. «С самого начала это рекламировалось в целях обеспечения предсказуемости работ на верфях и семейной жизни моряков. Однако Мэттис перед лицом конкуренции великих держав, кажется, ценит эти вещи меньше всего, и я не могу больше соглашаться с ним», — добавил он.

Как подчеркнул МакГрат, ВМС несильно поддерживали и «Оптимизированный план реагирования Военно-морского флота», но, «по-видимому, предложенный Мэттисом план перестройки явится одним из шагов, с целью создания гибкости и непредсказуемости в графике развертывания». Хотя, по мнению МакГрата на это потребуются определенные затраты: расходы на топливо, меньше времени пребывания в семьях и т. д. Он также добавил: — «Еще предстоит выяснить, в какой степени планы Мэттиса выполнимы в рамках нынешней модели готовности. Я чувствую, что модель готовности несколько хрупкая, и дополнительные требования будут оказывать давление на эту модель. Нынешний «Оптимизированный план реагирования Военно-морского флота» был разработан для создания предсказуемых, устойчивых уровней готовности. В Минобороны хотят быть непредсказуемыми. Будет создана напряженность».

То, что Мэттис ценит, как считают аналитики, — это система, которая будет поддерживать большую готовность флотов. Действительно, его «Стратегия национальной обороны» говорит о том же, когда она описывает «Динамическую занятость сил». «Динамическая занятость сил» будет уделять приоритетное внимание поддержанию потенциала и возможностей для крупных боевых действий, обеспечивая при этом варианты для активного и масштабируемого использования совместных сил», — говорится в стратегии.

По мнению экспертов, приведенный Мэттисом пример размещения трех авианесущих крейсеров в таком месте, как Южно-китайское море, даже на пару недель, «съест» огромную часть боеготовых сил при нынешней модели развертывания. В этом случае нужно не только собрать три полностью укомплектованные и обученные команды для авианосцев со всеми их кораблями сопровождения, но и три полных воздушных крыла, тактических самолетов, которые также борются со своими проблемами готовности. Говоря по другому, Мэттис выступает за наказание противника, а не его сдерживание — за то чтобы сконцентрировать все силы после того, как враг сделал свой ход. В то же время, если придерживаться сдерживания, то есть стремления убедить врага в том, что успех запланированной им атаки сомнителен, необходимо заранее быть там, и представлять собой мощную военную группировку. Американские аналитики считают, что в нынешних условиях лучше продолжать поддерживать модель сдерживания в то время как перенастраивание флота в сторону гибкости, как того хочет Мэттис, будет продолжаться.

В то же время они подчеркивают, что отправка всей авианосной группы обратно в порты приписки в течение 13-месячного периода после развертывания на Театре военных действий, когда группа находится в состоянии высокой боеготовности, подрывает одну из заявленных Мэттисом целей — попытаться уменьшить износ судов и облегчить бремя восьмимесячного расставания семей моряков. Развертывание кораблей с двумя выходами в море в течение короткого промежутка времени может привести к технологическому «перенапряжению» носителей авиационных групп, а это именно тот вид непредсказуемости, который вызывал в течение 2010-х годов гору проблем с обслуживанием кораблей, что негативно влияло на их эксплуатационную доступность, многие из которых надолго застревали в доках для ремонта.

Американские специалисты подчеркивают, что планы Мэттиса по созданию условий для более короткого развертывания авианосных соединений (в частности, его идея 90-дневная развертывания) на заданных Театрах военных действий может стать потенциальным камнем преткновения в перестройке всей существующей модели развертывания. «Очевидно, что более короткое время развертывания уменьшит нагрузку на корабли, моряков и их семьи. Но в какой-то момент базовая география, похоже, помешает этой идее», — сказал отставной офицер-подводник и аналитик Фонда наследия Томас Каллендер (Thomas Callender). «Я думаю, — сказал Каллендер, — «что военный флот должен внимательно изучить предлагаемые этапы 90-дневного развертывания авианосной ударной группы», ведь только на подготовку и сертификацию ударной группы, включая авианосец, его сопровождение и авиационное крыло, для потенциальных боевых действий уходит около полугода. Около недели, как минимум, занимает транзит из Норфолка в Средиземное море. Это означает, что только приблизительно два месяца останется на присутствие авианосного соединения в Средиземном море. Транзит же в Персидский залив с восточного побережья США занимает еще больше времени — почти три недели.

Каллендер добавил: - «Когда же вы рассчитываете время похода с западного побережья, транзитом из Сан-Диего или Вашингтона, то на него требуется около месяца для перехода в Южно-китайское море. На первый взгляд, я не вижу, как шестимесячная подготовка к трехмесячному развертыванию является эффективным использованием ресурсов (финансирования операций и технического обслуживания Военно-морского флота) или его платформ и персонала, особенно, при высоком спросе командующего на глобальное присутствие в разных частях планеты авианосных ударных групп».